Дан указ: машинам — газ!

Дан указ: машинам — газ!

Ефима Вепринского

Альтернативное топливо получило государственную поддержку

Не так давно премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о переводе не менее половины общественного транспорта на газовое топливо. Уже в течение этого года будут подготовлены и приняты соответствующие поправки в законодательство и необходимые акты правительства. Реализация этого решения поручена Министерству промышленности и торговли и Министерству транспорта.

Из истории вопроса

Идея сделать газ еще одним видом топлива для автотранспорта впервые возникла еще в довоенное время. В это время СССР бурно развивался, и недостаток нефти стал понемногу ощущаться. Впервые техника с газовыми двигателями появились перед Великой Отечественной войной, но затем ее выпуск на долгие военные и послевоенные годы был остановлен.

Следующая попытка была предпринята уже в пятидесятые годы и, возможно, она была бы удачной. Однако очень скоро в Западной Сибири были открыты крупные месторождения нефти, и от перевода транспорта на газ снова отказались. Но уже к концу семидесятых годов многие разработанные нефтяные скважины стали истощаться, и вновь возникла идея вернуться к развитию газомоторного направления.

С тех пор газ стал постепенно занимать свою нишу. После 1985 года начался массовый перевод крупных потребителей топлива на газ и создание сети газовых заправок. Альтернативное топливо дало миллионы тонн экономии нефти, что сразу же привлекло к себе внимание руководства нашей страны. Но и на этот раз развитие газового направления приостановилось, теперь уже по причине развала СССР.

И вот опять этот вопрос, что называется, назрел, о чем заявило высшее руководство страны. Справедливости ради надо сказать, что совсем это направление забыто не было. Газомоторное оборудование все-таки понемногу устанавливалось и модернизировалось. Однако массовому переводу автотранспорта на газ во многих регионах мешали недостаток сервисных организаций по установке газобаллонного оборудования и его ремонту, высокая стоимость переоборудования (примерно в пределах пятидесяти тысяч рублей), а также отсутствие газозаправочных станций.

Еврейская газомоторная

На каком этапе по «газификации» автомобилей находится сегодня наша область? С этим вопросом мы обратились к главному газовщику автономии — генеральному директору ОАО «Биробиджаноблгаз» Владимиру Масленникову.

— Почти все частные такси Биробиджана, а это около трехсот машин, переведены на сжиженный газ, — рассказывает он. — Фирмы «Форсаж», «Элит», «Экспресс-авто» и другие уже давно работают на газе, при этом пассажиры, укладывая вещи в багажник и усаживаясь на заднее сиденье, даже не подозревают, что сзади них находится газовый баллон. Газ очень выгоден, прежде всего, с точки зрения экономии. Цены на литр газа немного разнятся, но в любом случае он почти наполовину дешевле бензина, да и износ двигателя намного меньше, так как здесь нет присадок и добавок, как в бензине. На газе работают автомобили предприятия «Чистый город», Биробиджанской ТЭЦ и многих других организаций города. Наконец, весь парк автомобилей «Биробиджаноблгаза» уже много лет как переведен на газ. Причем разговоры о том, что запускать такой двигатель нужно все-таки сначала бензином, абсолютно беспочвенны — при правильной настройке машина заводится хорошо. Что касается автозаправок, то такие автомобили заправляются сегодня на нашей газонаполнительной станции, которая находится в районе городского кладбища.

Такси-такси,вези, вези…

По совету Владимира Масленникова я отправился к индивидуальному предпринимателю Сергею Коняшкину (таксомоторная фирма «Экспресс-авто» — авт.). Сел в первое же такси и разговорился с водителем.

— У нас на газе двадцать пять машин, в том числе и эта, — сообщил он. — Заправляемся на газонаполнительной станции. Двигатель работает нормально, очень экономично. Мощность, правда, немного теряется, на бензине машина идет резвее, но в условиях города с обилием светофоров и пешеходных переходов это не главное. Важно, чтобы стояло хорошее оборудование с правильной регулировкой подачи топлива и его периодически осматривал специалист. Мы работаем с частным мастером, который и занимается этим. Ну а в случае необходимости всегда можно перейти на бензин, просто нажав кнопку на панели.

Забегая наперед, скажу, что такого же мнения придерживаются и водители других таксомоторных компаний, с которыми я успел пообщаться, пока готовил материал — газ не только очень выгоден, но и не создает никаких проблем водителю или пассажирам. Баллон, хоть и находится в багажнике, почти не заметен и совсем не мешает укладывать туда вещи.

В фирме «Экспресс-авто» переведены на сжиженный газ все двадцать пять автомобилей.

— Газифицировали мы их еще десять лет назад. Тогда газовое оборудование было вакуумным, сегодня оно электронное, — вспоминает Сергей Коняшкин. — Безусловно, газ всегда был экономически выгоден. Даже сегодня при стоимости одного литра меньше двадцати рублей и стоимости бензина АИ-92 в тридцать четыре рубля экономия весьма ощутимая. Но только при одном условии — пока стоимость газа не превышает пятидесяти процентов от стоимости бензина. Связано это с тем, что эксплуатация газового оборудования требует более тщательного подхода к его обслуживанию. Необходимо постоянно проводить его ревизию — вовремя менять фильтры, редукторы и другие детали. Кстати, сегодня в Биробиджане аппаратуру для работы автомобиля на газе устанавливает только один частный предприниматель. У него имеется сертификат на право установки такого оборудования.

Есть и другие проблемы. При октановом числе газа свыше ста периодически сгорают клапаны двигателя, часто выходят из строя свечи и провода высокого напряжения. Все это — дополнительные затраты, которые ложатся на прибыль.

К плюсам газификации автомобилей Сергей Коняшкин относит и значительную экономию денежных средств при низких расценках на таксомоторные перевозки у нас в городе. Нелегальные таксисты не дают возможности их поднять, вот и выручает низкая стоимость газа.

Нельзя не отметить и большую, по сравнению с бензином, экологичность этого вида топлива. Выбросы вредных веществ в атмосферу могут сокращаться на девяносто процентов — в зависимости от марки и модели автомобиля. И, наконец, самое главное — безопасность при дорожно-транспортном происшествии.

— Мало кто знает, что возгораний и взрывов при эксплуатации газовых двигателей гораздо меньше, чем бензиновых, — объясняет предприниматель. — Бензиновый бак имеет толщину меньше одного миллиметра и при любом ДТП часто пробивается. Бензин разливается и, соприкасаясь с горячим двигателем, вспыхивает, а затем взрывается. Газовое оборудование в случае аварийной ситуации имеет защиту — отсечку, которая автоматически перекрывает газовый баллон от системы. Кроме того, толщина стенки баллона около четырех миллиметров, он не боится ударов, да и стоит внутри багажника. Взорваться же может лишь при очень высоких температурах.

Однако говорить о массовом переводе всех машин на газ, по мнению руководителя фирмы, рано. Газ выгодно использовать лишь в коммерческих целях и на общественном транспорте, где автомобиль постоянно в движении и приносит регулярную прибыль. Переводить же личный транспорт на газ нецелесообразно, опять же по причине частой замены клапанов и прочих деталей. Двигатели японских машин такие частые ремонты не любят.

Идеи старые — бизнес новый

Итак, скорее всего третье решительное наступление газа на бензин может закончиться победой первого. Премьер-министр Дмитрий Медведев уже предложил снизить или «обнулить» таможенные пошлины на компоненты для производства транспортных средств на газовом топливе. В свою очередь, Газпром, Роснефть и другие компании выразили готовность профинансировать создание газозаправок и другой необходимой инфраструктуры в российских городах. Обязательный перевод ряда транспортных средств на газ позволит тому же Газпрому реализовать своей проект — целевую программу по строительству автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Согласно планам концерна, к 2015 году в России должны заработать двести газовых заправок, тогда как в настоящее время их всего шесть. К тому же газовщикам и нефтяникам выгодно, чтобы попутный газ пропан-бутан вместо того чтобы просто сгорать, приносил хоть какую-то прибыль. Кто видел вечно горящую «свечку» на хабаровском нефтеперерабатывающем заводе, согласится с этим.

Заправка газом автомобилей становится новым интересным видом бизнеса и в ЕАО. Вот уже у ОАО «Биробиджаноблгаз» появился конкурент в лице индивидуального предпринимателя Юрия Шапиро. Он приобрел современное американское оборудование и открыл сертифицированную круглосуточную газозаправочную станцию. Желающих здесь всегда хватает, ведь главный аргумент предпринимателя — цена газового топлива, которая значительно ниже, чем у ОАО «Биробиджаноблгаз». Оно и понятно: затрат у частника значительно меньше, чем у целого предприятия.

Но это только начало. Уже в этом году хабаровские предприниматели планируют установить две автомобильные газозаправки — в районе станции Икура и на противоположной стороне выезда из Биробиджана. Использовать они будут топливо от ОАО «Биробиджаноблгаз», специальный транспорт для доставки газа уже приобретен.

Наконец, в связи с прохождением недалеко от Биробиджана газопровода, планируется построить современную станцию сжижения природного газа.

Таким образом, условия для всеобщего перевода автомобилей нашей области на газомоторное топливо постепенно создаются.

Правда, если газ вполне может потеснить бензин, то дизельное топливо, на котором работает тяжелая грузовая техника, пока остается вне конкуренции. Переоборудовать дизель на газ очень сложно. Тем не менее заявление премьер-министра дает уверенность, что работа и в этом направлении продвинется.

Итак, вопрос, переводить или нет автомобиль на газовое топливо? Кто-то уверен в его неэффективности и приводит массу доводов «против», кто-то отстаивает противоположную точку зрения. И все же большинство автомобилистов сегодня понимают, что альтернативы природному газу в качестве моторного топлива пока не найдено. Его еще много, он дешевле, чем нефтяные виды топлива, не требует специальной переработки, как нефть, и уже доставлен к потребителю. Его не нужно накапливать для весенних и осенних полевых работ. И самое главное — его практически невозможно украсть.

В заключение позволим дать несколько советов. Практика показывает, что оборудовать автомобиль газобаллонной аппаратурой целесообразно в случаях пробега более шестидесяти километров в день, при потреблении топлива более пятнадцати литров на 100 километров, а также при использовании бензина АИ-92 и выше. А в остальном все зависит от вашего желания и возможностей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + семь =