Дела давно минувших дней… … или Как студенты Цезаря судили

Дела давно минувших дней… … или Как студенты Цезаря судили

Анатолия Клименкова

На кафедре права в Приамурском госуниверситете  прошло слушание уголовного дела по обвинению Гая Юлия Цезаря в развязывании гражданской войны, торговле людьми, совершении геноцида, пособничестве в убийстве

Все как в настоящем судебном разбирательстве. Зал судебных заседаний, строгие и объективные судьи с тяжелым деревянным молотком, адвокат и прокурор… Только вот обвиняемый и пострадавший не совсем обычные люди: Гай Юлий Цезарь и Гней Помпей Великий. Да и свидетели как будто сошли с учебников по античной истории: древнеримские сандалии, солдатские туники…

Вся история Древнего Рима сплошь интриги и коварство. Даже историкам порой трудно разобраться в том, кто прав, кто виноват. Наверное, поэтому за дело взялись не историки, а юристы. Причем это дело для них не было ни самым сложным, ни даже самым странным. В прошлом году судили Наполеона, а его дело не стыдно положить на одну полку с Цезаревым. А вот до этого вообще судили Гитлера. По итогам слушания его признали  невменяемым: на самых серьезных заседаниях он рисовал цветочки и собачек. Древнеримского полководца суд признал виновным только в двух статьях: в развязывании гражданской войны и торговле людьми.

Аватар Цезаря — студентка первого курса факультета экономики, управления и права Евгения Шеньшина рассказывает:

— К слушанию мы готовились целый месяц. Порой сложно было справиться с нервами и взять себя в руки. Изматывало само ожидание. Все время думала, побыстрей бы «отстреляться». Во всем остальном я не переживала. Сама по себе я человек уверенный, и мне не составило труда подготовиться и принять участие в мероприятии. Я сама выбрала эту профессию и знала, что справлюсь даже с ролью Юлия Цезаря! Мне кажется, что я смогла подобрать веские оправдания поступкам моего героя. В некотором роде мы с ним даже похожи. Цезарь был человеком честолюбивым, высокомерным. Я не могу назвать себя высокомерной, над этим пришлось работать, зато, как и он, я очень себя люблю и не дам  в обиду.

Роль Гнея Помпея исполнил одногруппник «Цезаря» Сергей Кизуб. Раньше у него не было опыта участия в подобных мероприятиях.

— Не всегда знаешь, как бы повел себя твой персонаж в какой-то сложной ситуации. Приходилось полностью изучать его психологию и характер, а еще биографии других героев. Мне кажется, что все задуманное у меня получилось. Мы все время старались найти какие-нибудь моменты в истории, где можно подловить друг друга. Лично мне мероприятие показалось интересным: в нем был момент соперничества, — рассказал в интервью Сергей. 

Идея создания «Суда истории» родилась у преподавателя  кафедры права Галины Сергеевны Бобровой. Нужно было обсудить с ребятами, насколько идея реализуема. Студенты Галину Сергеевну поддержали. И вот сейчас мероприятие превратилось в добрую традицию. Когда первого сентября первокурсники только поступают на юристов, они уже знают, что «История государства и права зарубежных стран» у них заканчивается в мае судебным процессом.  Каждый год в «Суде истории» принимают участие новые ребята, только в роли судей всегда выступают старшекурсники.

По мнению преподавательского состава, мероприятие помогает ребятам более углубленно изучить выбранный исторический период и одновременно процессуальные нормы. С каждым годом мероприятие проходит все лучше. В этом году слушание впервые проходило в зале судебных заседаний. Это значит, что студенты работают уже в атмосфере настоящего судебного заседания. 

Интересно, что перед слушанием студенты могли репетировать только в своей группе. Обвинение и защита встретились уже в зале суда. Даже имена свидетелей стороны узнают только во время судебного заседания. Вопросы другой стороне уже выбираются по ходу дела. Судьи не присутствуют ни при одной репетиции и не знают, как может повернуться дело. Они лишь получают список обвинений и имя, против которого они выдвинуты. Так что «Суд истории» — это никакая не постановка, а настоящее столкновение интересов. 

— При подготовке к мероприятию студенты получают богатый опыт: они могут попробовать себя в конкретной роли обвинителя-прокурора, адвоката, свидетеля, судьи. Учатся выступать и говорить на публике, как вести себя в суде, выбрать нужных свидетелей и подготовить их. Это новый уровень изучения дисциплины. Обычно мы изучаем только основные нормативно-правовые акты, а здесь есть и события, и личности. Если возникают сложности, мы начинаем их обсуждать преподавательским составом, но у самих студентов желание участвовать огромное, — рассказывает автор идеи суда над исторической личностью Галина Боброва.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *