Делай как я!

Делай как я!

Анатолия Клименкова

Как мальчишки изучают основы военной службы после уроков в школе

Эти ребята учатся в начальных или средних классах в четвертой школе в посёлке им. Лукашова в Биробиджане. Они уже сейчас с легкостью выполняют нормы ГТО, разбирают на скорость автомат Калашникова, умеют стрелять из пневматического оружия, проходить полосу препятствий… Их не стоит пугать грядущей службой в армии. 

Часть из этих школьников – дети офицеров базирующегося в посёлке погранотряда, некоторые ребята – из неблагополучных семей, мальчишки, за которыми нужен глаз да глаз.  Все они занимаются начальной военной подготовкой в школьном кружке, который создал подполковник запаса Виктор Никишин. В первой половине дня Виктор Валентинович — «гражданский» школьный учитель ОБЖ. А после уроков — он руководитель «Юных друзей пограничников».

Сам Виктор Валентинович  39 лет прослужил в пограничных войсках. После окончания Московского высшего пограничного Краснознаменного училища КГБ при Совете Министров СССР, молодого Виктора Никишина по распределению послали служить на границу с Китаем. 

— Обстановка с Китаем тогда была тяжелая, даже на рыбалках были стычки с китайцами, — рассказывает Виктор Никишин. — Потом меня пригласили возглавлять Центр подготовки специалистов для охраны государственной границы на Дальнем Востоке. В подчинении у меня было 1500 человек. Обучали мы ребят разным специальностям – снайперы, пулеметчики, водители БТР и БМП… Наш центр считался одним из самых мощных на Дальнем Востоке. Теперь я работаю со школьниками.

— С мальчишками и интересно, и сложно. Причём сложно не по-армейски, — признаёт отставной офицер. — Если солдаты беспрекословно выполняют приказы командиров, то мальчишки могут «порассуждать», а значит, их надо убедить, что именно так, как приказано командиром, нужно сделать. Даже во время физических упражнений. Я продолжаю то, чем я занимался полжизни, использую свои методики, педагогику. В воспитании подрастающего поколения мне также помогают и мои бывшие коллеги из погранотряда. Вместе мы устраиваем для мальчишек встречи с кадровыми офицерами из Центра подготовки. Они приходят к нам в школу, беседуют с ребятами, консультируют их по вопросам поступления в кадетские и в военные училища, на службу по контракту. Я вижу, что детям это интересно, я вижу результат. 

Учителя из четвертой школы говорят, что в кружок к Виктору Валентиновичу всегда тянутся почему-то «трудные» мальчишки. И учителю ОБЖ удается их перевоспитать. 

Показывая фотографию своих выпускников, которых призвали в армию, Виктор Никишин сказал, что примерно половина из этих солдат – бывшие двоечники и хулиганы. Возможно, не получи они своевременно «школьно-военное» воспитание, многие из них еще подростками обзавелись бы приводами в полицию и условными сроками. А теперь они служат в войсках специального назначения и стали вполне серьезными людьми. Кто-то  из выпускников пошел по стопам своего учителя и охраняет границу. Да что это я всё о мальчишках? Девчонки, которые тоже занимались в кружке начальной военной подготовкой, выучили китайский язык и работают в разведотделе погранотряда.

— Трудные подростки – с ними не так страшно работать, как многие думают, — вдруг говорит военрук. —  Главное – терпение и правильный подход. Я стараюсь выработать у них интерес к учёбе и труду – это основное.  А дальше – дело техники и методики. Дети, когда достигают чего-то, даже небольших успехов, хотят дальше учиться, это для них интересно. А потом они взрослеют, понимают, что «это — моё». Я давно заметил: первое, чем чаще всего серьезно интересуются мальчишки, — спорт. Ребёнок показывает результат, достигает его, а за ним тянутся все остальные ученики. Чтобы показать, что спорт – это хорошо и правильно, мы проводим показательные занятия для всей школы. Нормы ГТО, которые сейчас пытаются ввести в школах, наши ребята и девчата уже сейчас выполняют с лёгкостью. Мы в кружке занимаемся с детьми  огневой подготовкой, топографией, строевой подготовкой, физической подготовкой – отжиманиями, подтягиваниями – выполняем весь комплекс упражнений. Также проводим военные сборы. Здесь база для НВП (начальной военной подготовки) сохранилась еще с советских времен. 

Кстати, со временем старшие ребята сами «вербуют» новичков в свой патриотический отряд. 

— Мы делаем комплекс из упражнений для спецподготовки – кувырок, изготавливаемся, стреляем, опять кувырок, ведение мяча, бросок, затем — в обратную сторону, надев противогаз, — рассказывает о занятиях по физподготовке восьмиклас-сник Слава Кушнаренко. – Когда приходят младшие, мы им показываем, как разбирать автомат, как изготавливаться к стрельбе, как правильно выполнять упражнения. Я занимаюсь в кружке с третьего класса. Нравится разборка оружия, стрельба. Не всегда всё получается, но я стараюсь. Самое любимое у меня на занятиях –  стрельба, баскетбол, разборка и сборка автомата. После школы хочу идти служить в специальные войска или в СОБР. 

Виктор Никишин говорит, что с каждым годом в школах области становится всё меньше полностью здоровых детей.  Есть в этом и вина родителей. 

— Я внедряю своим мальчишкам комплексы начальной военной подготовки – что-то у них получается, что-то — нет. Отжиматься они ещё как-то могут, а подтягиваться им тяжелее. Подъем с переворотом вообще единицы делают. Дети приходят слабые. Разминку утром проводим с ними – некоторым плохо становится. А почему? У компьютера сидят всю ночь, а потом дремлют на уроках! А что я им могу сказать, если родители такое своим детям позволяют? У них ребенок в три-четыре часа ночи ложится спать! А им всё безразлично… Сейчас даже среди первоклас-сников почти нет полностью здоровых детей. У многих хронические заболевания. 

Есть у Виктора Валентиновича и особый договор с классными руководителями по перевоспитанию двоечников. Хочешь заниматься в кружке юных друзей пограничников? Тогда будь добр учиться без двоек. Схлопотал плохую оценку? Не приходишь в кружок, пока ее не исправишь.

Метод старый, многократно проверенный в советское время. Работал тогда, работает и сейчас. Таким образом, считают учителя, дети приучаются к дисциплине и самоконтролю. 

— А за все хорошее их надо обязательно поощрять, — считает Виктор Никишин. — Хоть грамотами, хоть медалями, хоть сладкими призами. Главный метод работы с подростками – «Делай как я!»

Юные патриоты из четвертой школы кроме своих «военных дел» занимаются ещё и школьным музеем – делают новые стенды, собирают фотографии и исторические материалы, посвящённые великим разведчикам времен Великой Отечественной войны, имена которых теперь рассекречены. В этих поисках им помогают работники музея ФСБ. А вместе с областным «Боевым братством» школьники собирают информацию о воинах-интернационалистах из ЕАО, служивших в Афганистане и других «горячих точках». Многих из них Виктор Никишин знает лично. 

Ну а главная проблема школьного патриотического воспитания, как считает педагог, — отсутствие материальной помощи. Музей в школе создан на общественных началах, всё построено только на энтузиазме. Нет и кадров для такой специфической работы. Офицеры запаса не хотят идти преподавать в школу. Им не нужны детские капризы. Но если в школы вернут нормы ГТО  и начальную военную подготовку, то, возможно, как считает учитель, в школу вернется и материальная база.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *