Дело по сердцу

Дело по сердцу

Василия Кравцова

Есть работа для денег, есть — для престижа, а есть – для сердца и души

“Люблю малышей-школьников, которые как чистый лист: пиши на нем, что нужно, и потом ребенок понесет это с собой через всю жизнь. Естественно, писать нужно только хорошее и как можно больше”, — считает учитель начальных классов биробиджанской школы №14 заслуженный учитель России Ирина Мышлякова.

КОМБАЙНЫ И ПЕДАГОГИКА

Уроки только-только прошли, отгалдела детвора в коридорах, стих школьный звонок. Ирина Леонидовна, начавшая проверять ученические тетради, отложила ручку.

— Знаете, я не могла не стать учителем, — начала рассказывать она. — Наверное, есть в жизни вещи, которые предопределены изначально, к которым тебя располагает твое окружение. Моя мама была педагогом. Само собой, в гостях у нас часто бывали учителя, и сама я не раз проводила время вместе с мамой, занимающейся своими учениками, — водившей их в походы, на экскурсии, в ту советскую пору — и на демонстрации.

Родилась Ирина Леонидовна в Хабаровском крае — в Бикине. Когда ей было четыре года, семья переехала в Биробиджан. Подчинились желанию папы — в ту пору активно работал биробиджанский завод “Дальсельмаш”, его продукция широко шла по стране и за границу. Отец — ведущий специалист по зерноуборочным комбайнам — не мог упустить возможности начать работать на таком перспективном предприятии. Так маленькая “учительница” Ирина оказалась в столице ЕАО.

— Я постоянно видела дома все эти мамины тетрадки, конспекты уроков, учебники, — вспоминает Ирина Леонидовна. — Мне это стало близко, и я уже с малых лет не представляла, что буду кем-то другим, кроме как учителем. Как-то само собой в голове так выстраивалось, как данность.

После окончания школы выпускница Ирина хотела поступать в Биробиджанское педагогическое училище, но директор ее школы посоветовала: хочешь стать настоящим педагогом — лучше сразу высшее образование. Дальнейший путь лежал в Комсомольский-на- Амуре педагогический институт — туда девушка и поступила.

— Как в ту пору встречали в сельских школах практикантов, вы бы знали! — с тихим восторгом вспоминает заслуженный педагог. — Для школы это был чуть ли не праздник. В 1975 году меня и еще десятерых моих сокурсников направили обратно в ЕАО, на преддипломную педагогическую практику в школу села Ленинское. Это были замечательные дни! Учителя нас приняли как родных, ученики — те вообще были несказанно рады новым молодым лицам! А сейчас, наверное, одна из причин, почему молодежь неохотно идет работать в школы, — это вопрос отношения к ним зрелых педагогов. Почему-то так стало, что не все они адекватно воспринимают молодых учителей. Не надо с ними нянчиться, но немного помочь, поддержать, подбодрить добрым словом — вот что им нужно. И это тоже немаловажный педагогический момент.

УЧИТЬСЯ У УЧЕНИКОВ

В Ленинской школе практиканты почувствовали чуть ли не родительское отношение к себе опытных учителей. Конечно, среди молодых и в ту пору были “бегуны”, которые, отработав год-два в школе, уходили, не выдерживая нагрузки. Но практикантская группа Ирины осталась в школах после вуза почти вся! А нашей героине прислали персональный запрос-приглашение на работу в Ленинской школе после окончания вуза — так педагогическому коллективу понравилась ее деятельность.

Работалось легко, свободно, без особых трудностей – помогли еще с детства подхваченные особенности учительского труда, знание всей школьной “кухни” изнутри.

— Очень забавно слышать сейчас от некоторых: “Боже, как может человеку нравиться работать учителем?” — с улыбкой рассуждает Ирина Мышлякова. — “Все эти конспекты, куча работы в школе и дома тоже, допоздна, хулиганистые дети, низкая зарплата…”. Престиж работы учителя сошел на нет, теперь считается, что это тяжелый, неблагодарный труд. Но, наверное, люди, которые так рассуждают, никогда особо не обращали внимания на поведение и жизнь детей… А ведь одно это в работе учителя может перекрыть все трудности и воздать сторицей за рабочее напряжение.

Почему она стала именно учителем начальных классов? Ирина Мышлякова не раз себе задавала этот вопрос и всегда находила один ответ. — Наверное, каждому родителю очень приятно видеть особенный блеск в глазах своего ребенка, его желание узнавать новое, учиться. Он восторгается своим смышленым чадом, в ответ на это стремление познавать желает научить его чему-то, радуется, когда у малыша получается что-то сделать, нарисовать, смастерить, написать буковки. Ну а у меня таких малышей бывает до тридцати и больше в классе! И каждый ждет, чему же его научит учитель. Представляете – это та же, почти родительская радость, только в многократном размере! “Ирина Леонидовна, а подскажите”, «Ирина Леонидовна, смотрите, как у меня получилось!», «А я вот чему научился!» — такие детские реплики слышу каждый день. Как тут за детей не радоваться и в ответ не желать сделать для них все больше и больше?

В Ленинской школе Ирина Леонидовна проработала шесть лет. А потом перебралась из села в Биробиджан, поскольку супруг очень хотел работать на Биробиджанском авторемонтном заводе. Из сельской школы, ставшей родной, очень не хотелось уходить…

НЕ ТЕРЯЙТЕ ДЕТЕЙ!

В Биробиджане молодой педагог сначала работала в школе №5, а потом, когда построили новую, начальную 14-ю школу, перешла туда. Новая школа в те годы старалась соответствовать свому статусу: в методике преподавания стали применять новые педагогические приемы, внедрять новые образовательные программы.

— Как-то случился забавный момент, — рассказывает Ирина Леонидовна. — Перед началом очередного учебного года я изучила внедряемую в школах, можно сказать, модную тогда школьную методику Занкова и поняла, что многое в ней мне знакомо. Более того — оказалось, что некоторые приемы я уже не первый год использую в своей работе, сама того не зная! Трудностей с освоением этой методики и правильного обучения по ней ребят у меня не возникло.

Работая в последние годы в школе, Ирина Леонидовна отмечает, насколько изменились приходящие в школу первоклашки по сравнению с теми, что учились раньше. Более самостоятельные, уже все меньше “испуганные зайчики”,  но — во многом  менее уверенные в себе ребятишки.

— Недавно в одной передаче услышала хорошую реплику, которую сказал один из психологов, — рассказывает учитель. — О том, что в советское время у родителей не было возможности, чтобы заниматься своими детьми, проводить с ними больше времени, вместе читать, играть, мастерить, путешествовать. Это ведь было время активной работы, пятилеток, госпланов – не до педагогики тут. Воспитанием и обучением детей больше занималась школа с продленным днем, а летом многие дети отдыхали в детских лагерях. То есть сейчас выросло поколение, которое не научилось в полной мере общению со своими родителями,  не  испытывало  этого.   И  это  поколение, уже имея собственных детей, идущих в школу, не может дать им того же. Печально, но дети сейчас идут учиться, зачастую не чувствуя за спиной семейной, родительской “опоры”. Особенно это видно в поведении и общении малышей-первоклассников… А ведь многие дети идут по стопам своих родителей.

В 1991 году Ирина Леонидовна удостоилась звания “Заслуженный учитель Российской Федерации”. Для нее в тот день получился своеобразный тройной праздник.

— В тот день мой старший сын Игорь успешно поступил в Хабаровскую академию экономики и права. Мы семьей решили это событие отметить, тем более, что у нас был другой семейный праздник — день рождения младшего сына Дмитрия. И вот я сижу за столом, поздравляю своих сыновей, и тут раздается телефонный звонок. Звонит моя коллега и говорит: «Телевизор смотришь? Сейчас местные новости. Там сказали, что ты стала заслуженным учителем России!». Я так и опешила… Верно ведь говорят — и хорошие новости приходят порой не по одной.

Хорошее наследие в этой семье проявляется во многом. Сын Ирины Мышляковой — Дмитрий — сам уже не первый год работает в школе— преподает информатику, и ему очень нравится. Молодой мужчина, учительствующий в школе, — редкость по нынешним временам.

— Моя невестка, порой шутя, восклицает, видя загруженность мужа на работе: “Мама, ваш сын не на мне женился, а на школе!” — с улыбкой говорит Ирина Леонидовна. — А как же иначе? Есть работа для денег, есть — для статуса и престижа, а есть — для сердца и души.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *