Деньги из-под колёс

Деньги из-под колёс

Олега Черномаза

Как снизить убытки на нерентабельных автобусных маршрутах

Давно известно, что дачные маршруты, а также маршруты в пригородах Биробиджана являются малорентабельными, а то и вовсе убыточными для пассажирских автоперевозчиков. Всё определяет логистика:  там, где основной вид застройки — так называемый частный сектор, предприятий почти нет, а термин  «плотность населения» и применять смешно, всё-таки живут и регулярно работают на своих шести или десяти сотках  не тысячи людей. Маршруты в пригородах считаются заведомо убыточными, и никакой частник свои автобусы на них не поставит — хоть сколько конкурсов объявляй. Но и отказаться вовсе от обслуживания этих линий нельзя — народ не поймёт. И забота «сваливается» на муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие Биробиджана.

Директор ПАТП областного центра Олег Костюк даёт такой экономический расклад по деятельности своего предприятия:

— Себестоимость перевозки одного пассажира в пригороде — 20 рублей, а мы, как и в городе, возим пассажиров за 15. Плюс к тому набираются тысячи льготников — «от пионеров до пенсионеров», которые ездят за полцены. На дачных маршрутах одна поездка пассажирам обходится в 22 рубля при фактической себестоимости почти в 45 рублей.  А есть дальние маршруты, где можно вести речь о 60 рублях! Но их же никто из пассажиров не платит. То есть наше предприятие работает себе в убыток…

При такой политэкономии руководству ПАТП не позавидуешь, но его директор не жалуется. Он пришёл в управление муниципальным предприятием из частного бизнеса, работе с автотранспортом отдал 20 лет и привык сам искать решения возникающих проблем. И находит вполне действенные механизмы там, где, казалось бы, в пору и руки вверх поднять. Как это делается?

Олег Александрович рассказал о некоторых наработках и нововведениях:

— Поездки граждан по щадящему тарифу в значительной части компенсирует мэрия Биробиджана. Но это порядка 70%, а недостающее необходимо изыскивать самим. Мы пересмотрели схему движения автобусов, обслуживающих малорентабельные маршруты, и оптимизировали её. 

Что было сделано? Например, автобус № 10 маршрута автовокзал — пос. Лукашова  был крайне убыточен. Транспорт шёл через западный железнодорожный переезд (в районе завода ЗСТ). А переезд на этом участке довольно часто закрыт. Расписание автобусов с движением всех поездов не согласуешь. Автобус подолгу там простаивал, и люди по возможности преодолевали этот участок пешком. 

Сейчас «десятка» ходит через восточный переезд, который открыт гораздо чаще. 

— Тут же изменился пассажиропоток — люди быстро приспособились к новому маршруту и оценили его преимущества, — говорит директор ПАТП Биробиджана. — Хотя автобус теперь ходит не так часто (его оборот на  линии составляет 75 минут), но зато теперь он идёт чётко по расписанию.  Пассажиры стали вовремя приезжать на работу, в школу, и салон автобуса стал прилично заполняться. Доходы тут же увеличились.

Между прочим, этим «приёмом» из-за проблем на западном переезде давно пользовались водители такси и спецтранспорта — «скорой», «пожарки» и т. п., а вот применить их опыт к рейсовому автобусу почему-то никто не догадывался — ездили по схеме движения, утверждённой десятки лет назад в совершенно других транспортных и экономических условиях. 

Перемены произошли и на маршруте тукалевского автобуса. Полтора года назад его пустили по новой схеме движения — с ул. Осенней вместо автовокзала. Он идёт на посёлок через большую часть города, компенсируя на центральных улицах недополучаемый ранее доход.

А «шестёрка» ещё в прошлом году ходила от автовокзала до пос. Партизанского. В настоящее время — через центральный городской рынок, захватывая часть ул. Шолом-Алейхема с выходом на старую площадь — оживлённую часть города с хорошим пассажиропотоком. 

Тем не менее дачные маршруты остаются проблемными, признают в муниципальном пассажирском автопредприятии. Очень хотелось бы сократить число наиболее затратных — загородных рейсов. Ведь основной поток дачников идёт утром (на «фазенду») и вечером (люди возвращаются с дач), а днём автобусы идут полупустые, перевозя воздух. 

— Но тут мы наталкиваемся на негативную реакцию дачников. В основном это люди пожилые — они не могут работать на огородах целый день, и в полуденную жару стараются уже уехать домой, — рассуждает Олег Костюк. — Согнать дачника с места может и ливень, а в затяжные дожди на дачи вовсе не едет никто.  Но и на дачных маршрутах прошла своя «оптимизация» — изменились остановочные пункты. 

Основная затратная часть, с которой пассажироперевозчики не могут бороться, — это рост цен на горюче-смазочные материалы. Когда летом 2012 года в Биробиджане устанавливали цену за проезд в городском автобусе 15 рублей вместо 12-ти, дизельное топливо стоило 24 руб./литр, теперь — 36 руб./литр. А плата за проезд прежняя. 

Между прочим, в Хабаровске в прошлом месяце она уже поднялась до 16 рублей — не слишком заметно, чтобы вызвать серьёзное недовольство граждан, но это всё же скомпенсировало расходно-доходную часть городских автоперевозчиков хотя бы примерно до уровня предыдущего года. 

Свой небольшой гешефт  МУП Биробиджана находит в дополнительных видах деятельности. Там, например, предлагают другим предприятиям предрейсовые осмотры техники и водителей по договорам. Это выгодно взаимно: одни экономят на содержании своих медработников и механиков, а другие более производительно используют немалую базу МУП. Участок автосервиса муниципального предприятия  позволяет производить текущий и капитальный ремонт  различной автотехники — отечественной и импортной. Зимой сдают в аренду места на тёплой стоянке. Даже въездные ворота на ПАТП подняли, чтобы пропускать автокраны и высокие туристические автобусы.

Есть и ещё один вид «подработки» — реклама на бортах автобусов. 

— Мы неплохо на этом заработали — за два года заменили в административном корпусе все советские ещё деревянные оконные рамы на современные пластиковые. Плюс нанесение на борта новой рекламы — это фактически бесплатная покраска почти всего автобуса. Наши борта проданы на год вперёд, и машины становятся ярче, современней: вот скоро обновим, и горожане  непременно это заметят.

Есть у Олега Костюка и такая задумка: наладить на предприятии ремонт инвалидных колясок. Это для инвалидов сегодня проблема. Запчасти для них — тоже проблема. Никто запчастей и отдельных узлов колясок пока централизованно не закупает.

— Мы пока думаем заняться этим… бесплатно, — удивляет директор ПАТП. — Накопим опыт,  составим перечень наиболее частых поломок. Может быть, какие-то части целесообразней не закупать, а изготавливать в наших мастерских. Потом поставим дело более серьёзно. В комитете соцзащиты к этому предложению отнеслись с большим интересом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *