Дистанция большого пути

Дистанция большого пути

Олега Черномаза

5 августа — День железнодорожника

Биробиджанской дистанции пути Дальневосточной железной дороги, как и самому Биробиджану, этой осенью исполнится 75 лет. Дорожные мастера  Евгений Шереметьев и Александр Тюлюпа (на снимке слева направо)  работают здесь уже давно. Оба — потомственные железнодорожники. Евгений после окончания Хабаровского университета путей сообщений начинал с бригадира, а Александр — с монтера. Сегодня это опытные работники, благодаря которым дистанция имеет многочисленные дипломы за участие в различных соревнованиях.

Девушка и паровоз

В военные годы Лидии Прониной пришлось освоить две мужских профессии — паровозного кочегара и помощника машиниста.

starКогда настал черный июнь 1941 года, Лидочке, тогда еще Деминой, исполнилось шестнадцать лет. Жила их семья в Кульдуре. В подсобное хозяйство санатория требовались возчики молока. Когда Лида пришла туда устраиваться, в отделе кадров покачали головой: и ростом мала, и больно худа, а ведь надо и с конем управляться, и фляги тяжелые на телегу грузить. Убедила, что сильная, справится.

И правда, справлялась. Целых два года грузила и развозила фляги — шесть километров туда, шесть обратно.

В 1942 году пришли ей и еще нескольким девчатам повестки — явиться в железнодорожное училище в Облучье. Лиду, как самую образованную и физически выносливую — спасибо лошадям и флягам, зачислили на отделение помощников машинистов.

— Нас там пятеро девчат всего было, — вспоминает Лидия Ивановна. — Держались все вместе, жили дружно. По военным меркам нас хорошо кормили — только хлеба в день давали семьсот грамм! А одевали-обували худо, как парней — ботинки с деревянными подошвами, одежда бесформенная, на два-три размера больше. Так мы этот хлеб экономили и по очереди одежду да обувку за него меняли. А что было делать?!

Практику девчата проходили в локомотивном депо. Сперва попробовали себя в слесарном деле: «Такие тяжелые детали поднимали, что думали, пупок развяжется. Мне-то было чуток полегче — с флягами натренировалась, а подружкам ой-как тяжело».

Из всего выпуска на паровоз взяли одну Лиду. Но только не помощником машиниста, а кочегаром.

— Я еще захватила время, когда паровозные топки были без стокера и уголь надо было закидывать, а потом шуровать лопатой. Руки так болели и уставали, что я их к концу поездки не чувствовала! И спать все время хотелось. А потом как-то попривыкла, и уже когда из поездки возвращалась, не спать бежала, а в клуб на танцы. Но часто было так: только переоденусь, приду в клуб, еще и станцевать не успею, а в рупор объявляют: «Демина, на вызов!» Война, людей не хватало, вот и работали почти без отдыха.

Кочегарила я в основном на товарных поездах. Возили военную технику, боеприпасы, солдат тоже в товарняках перевозили не раз. Но бывало, что и на пассажирские поезда нас пересаживали. Один раз почти целые сутки в дороге были, я тогда уже была помощником машиниста. Глаза слипаются, сил нет. Крепкого чаю хлебнешь — вроде полегче.

— На войне солдатам фронтовые сто грамм давали, чтоб силы поддержать, а вам, железнодорожникам, допинг такой не полагался? — спрашиваю Лидию Ивановну.

Она лукаво улыбается в ответ:

— Полагался, только не сто грамм, а пятьдесят. И только зимой — для сугреву, так сказать. Я свои граммы не употребляла — сливала в посуду побольше и потом обменивала на одежду.

Помощником машиниста Лида работала на паровозе ОВ — «Овечке». Приходила за два часа до поездки, чтобы все проверить, обходила вагоны, смотрела, в порядке ли буксы, сцепки.

Был и такой случай. Вели они тяжеловес, на подъеме паровоз стал пробуксовывать — рельсы после дождя были мокрые. Лида соскочила с паровоза и лопатой под колеса стала песок бросать. И когда поезд стал набирать скорость, запрыгнула на ходу в паровоз. Такая была отчаянная!

— Как-то повесили в красном уголке депо лозунг: «Работайте так, как работает кочегар Лидия Демина!». Приехало начальство из Хабаровска, просят: «Покажите нам эту Демину, она, наверное, не женщина, а богатырь». А когда увидели меня, лица вытянулись.

9 мая 1945 года Лида торопилась в поездку, бежала по виадуку. Навстречу ей шли солдаты, явно чем-то возбужденные.

— Сестренка, — закричали они мне, — победа! Не успела опомниться, а солдаты подхватили меня и давай качать! Господи, думаю, хоть бы не уронили с виадука — ведь вдребезги разобьюсь! Те солдатики были с эшелона, который на восток шел — к войне с Японией уже тогда готовились.

В победном 1945-м Лиде Деминой исполнилось двадцать лет. В мае того же года она первый раз сфотографировалась в форме помощника машиниста. В первый и последний. В 1946-м вышла замуж, родила троих детей — и о паровозе пришлось забыть. Да и не стали больше брать в кочегары и помощники машинистов женщин. Работать ей на железной дороге пришлось в другом качестве — смазывала буксы, следила за сцепками, была помощником дежурного по станции.

В этом году Лидии Ивановне Прониной исполнилось 87 лет. Но память цепко удерживает эпизоды 67-летней давности.babushka

— Моя паровозная служба так во мне отпечаталась, что и захочешь — не забудешь. До сих пор паровозные гудки снятся и стук колес, — говорит она.

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и медаль материнства — две главные награды бывшей железнодорожницы. Она вырастила пятерых детей, у девушки с паровоза — 13 внуков, 18 правнуков и один праправнук. Есть у нее и удостоверение ветерана Великой Отечественной войны. А вот нормального благоустроенного жилья нет. Живет Лидия Пронина в старом деревянном доме довоенной постройки на втором Биробиджане, где нет ни центрального отопления, ни воды, ни канализации.

— Я уже тут привыкла, тем более что лучшего не видела. Поэтому и не встала в очередь на улучшение жилищных условий, — объясняет труженица тыла свою позицию в решении собственного квартирного вопроса. — Я за войну столько угля в паровозе перелопатила, что уж печку как-нибудь протоплю.

«Внимание! Блокпост слушает!»

dezurНаталья Гришанина — помощник дежурного на блокпосте Биробиджан-II. Хотя движение поездов на этой ветке не такое интенсивное, как на станции Биробиджан-I, ответственность за порядок в пристанционном хозяйстве никто с помощника дежурного не снимает.

Недавняя выпускница железнодорожного техникума своей ответственной работой дорожит и гордится тем, что ее профессия связана с железной дорогой. Помощнику дежурного приходится держать руку на пульсе, вернее, на пульте связи. «Внимание, блокпост слушает!» — привычно отвечает на звонки Наташа, а потом  принимает решение.

Сверну на Тупиковую, пройдусь Деповской улицей

С железной дорогой связаны названия многих улиц станционных городов и поселков области.

Больше всего Вокзальных улиц и переулков — их можно встретить в Биробиджане и Облучье, Бире и Биракане, Известковом, Приамурском, Кирге… Дальше идут улицы Железнодорожные — таковые есть в Известковом, Приамурском, Унгуне, а в Биробиджане имеется целый Железнодорожный поселок.

Пройтись по улице Деповской можно в Бире и Облучье, а по переулку с таким же названием — в Смидовиче и Биробиджане. Была и в областном центре улица Деповская, но сейчас она известна как улица Косникова. А в Облучье в честь земляка-пограничника Денисова переименовали бывшую Новотоннельную улицу.

В поселке Известковом есть улицы Путевая, Линейная, Дизельная, Ургальская. Последняя названа в честь железной дороги Известковая-Ургал. А в Биробиджане в память о станции Тихонькая назвали одну из правобережных улиц.

В Унгуне улица близ железнодорожного тупика так и называется — Тупиковая. Сейчас там осталось всего несколько домов, а сама станция потеряла свое былое стратегическое значение.


 

Фото Анатолия КЛИМЕНКОВА, из архива Лидии Прониной и с сайта glavpoezdrus.ru

Цифры и факты

«Рельсовые» юбилеи
В августе этого года Дальневосточной железнодорожной магистрали — тогда она называлась Уссурийская железная дорога — исполняется 115 лет
Но открылось постоянное движение от Владивостока до Хабаровска только 1 ноября 1897 года. Произошло это через 60 лет после строительства первой железной дороги России «Петербург-Царское Село-Павловск», которая была введена в действие 175 лет назад — в 1837 году.
65 лет назад, в 1947 году, была построена железнодорожная линия от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани.
Дорогая дорога
На строительство Транссиба от Байкала до Владивостока было потрачено 264 миллиона рублей. Только один ее дальневосточный участок обошелся казне в 73 миллиона! Если вспомнить, что корову в те годы можно было купить за 3-4 рубля, то несложно сопоставить эти затраты.
Для заселения и развития прилегающей к железной дороге местности было выделено 14 млн. рублей. Каждому переселенцу выдавалась ссуда до 400 рублей, все они обеспечивались предметами хозяйственного обихода.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *