Для работника и работодателя

Для работника и работодателя

Оплата детского отдыха, оплата больничных листов, оздоровление работников – все это на протяжении долгого времени было прерогативой Фонда социального страхования России. И мы с вами охотно отправляли детей в оздоровительные лагеря, сами ездили в санатории и дома отдыха – благодаря соцстраху все это стоило недорого.

В 2009 году было принято два федеральных закона — № 212-ФЗ и № 213 –ФЗ, которые внесли ряд изменений в принципы деятельности ФСС.

Каким образом эти изменения коснутся жителей нашей области? Об этом наша  беседа с управляющей региональным отделением Фонда социального страхования РФ по ЕАО Раисой ТАРАНЕЦ.

— Раиса Ивановна, на ваш взгляд, изменения в  законодательстве – это положительный момент или, наоборот, ухудшение?

— Важно, что это упорядочит систему выплат, четко разделяя страховые и нестраховые моменты. По крайней мере, хуже, чем было, не будет. Федеральный закон № 212-ФЗ, отменивший единый социальный налог, вводит страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд соцстраха, территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

— А в чем разница?

— Я, как руководитель регионального отделения фонда, считаю, что был перекос при уплате единого социального налога  в части его уплаты  в Фонд соцстраха. В каком плане? Учитывая, что налог начислялся на фонд оплаты труда, и за  его счет шла оплата пособий по временной нетрудоспособности и пособий, связанных с материнством, прямо на предприятии. Механизм был ( и пока остается) таким , что страхователь, то есть работодатель, не мог перечислить налог,  пока не оплатит пособие, которое полагается по закону, гарантированному государством. Несовершенство системы состояло в том, что начисления социального налога контролировали налоговые органы, а контроль за правильностью начисления и выплаты пособий осуществлял Фонд соцстраха. Наши специалисты проводили проверки, неправильно  выплаченные пособия возмещались, мы составляли акты и отправляли в налоговую инспекцию, а налоговики должны были их учесть при составлении декларации. То есть была довольно громоздкая система контроля, в которой участвовали две организации.

— А сейчас?

— Все эти функции передали нам. Для Фонда соцстраха это не ново. Мы и до 2001 года сами контролировали и собирали взносы.  При введении единого социального налога тариф уменьшился с 5,4 до 3,2 процента, а спустя пару лет составил 2,9 процента от базы для начисления страховых взносов. Таким он  остается в 2010 году.

— А работодатель при изменении системы платежей что-то теряет или приобретает?

— Для работодателя, которого мы называем страхователем, пока ничего не изменилось. Но дело в том, что сегодня  действующего тарифа едва хватает для оплаты больничных листов. Фонд социального страхования России – высокодотационное государственное учреждение. В 2010 году дефицит бюджета фонда составляет более 30 миллиардов рублей.

— То есть надо ожидать повышения тарифа?

— Это будет происходить постепенно, для разных категорий страхователей предусмотрены различные условия. В частности, для отдельных категорий страхователей (сельхозтоваропроизводители, организации, использующие труд инвалидов и другие) на переходный период 2010-2014 годов сохранены действующие тарифы страховых взносов. В 2010 году сохраняется действующий механизм налогообложения для организаций и предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, уплачивающих единый налог на вмененный доход, применяющих единый сельскохозяйственный налог.

— Хотелось бы поговорить о работниках – они что-то выиграли, что-то потеряли?

— Для  работающих граждан размер выплаты зависит от страхуемого заработка работника. В 2010 году это  не более 415 тысяч рублей в год. Таким образом, устанавливается взаимосвязь между суммой пособия, которое получит работник, и суммой уплаченного за него взноса. А по большому счету, изменения  в законах означают изменение принципов в работе Фонда соцстраха. Мы подошли именно к социальному страхованию. То есть Фонд соцстраха теперь имеет дело только со страховыми моментами.

— Что это значит?

— Закон четко определил страховые случаи, по которым  работнику будет возмещаться утраченный заработок. Это пособия в случае временной нетрудоспособности, беременности и родов, ухода за ребенком до достижения им полутора лет и в случае смерти. Кроме этого, Фонд соцстраха  занимается страхованием от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

В бюджете Фонда социального страхования 2010 года уже нет такой статьи расходов, как выплата единовременного пособия по беременности и родам неработающим женщинам –средства им  будут выплачивать из федерального бюджета органы социальной защиты. Углубленные медицинские осмотры мы финансировали с 2005 года – теперь у нас нет такой статьи расходов. Работающие во вредных условиях должны регулярно проходить профилактические осмотры за счет работодателя. Была у нас такая статья расходов, как  финансирование долечивания после ряда серьезных заболеваний, таких как инсульт, инфаркт, резекция желудочно-кишечного тракта, сахарный диабет, костно-мышечные заболевания. Оно производилось из средств социального страхования, теперь эта функция передана субъекту Федерации.

— Как изменился размер пособий по временной нетрудоспособности?

— Поднялся предельный размер выплат. Для сравнения – в 2009 году максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (при  оплате 100 процентов среднего заработка) составлял  не более 18 720 рублей за полный календарный месяц. В 2010 году   пособие ограничивается страховой суммой, на которую начисляются страховые взносы — 34 583 рубля за календарный месяц.

Пособие по беременности и родам в 2009 году выплачивалось в размере не более 25 390 рублей за полный календарный месяц. В 2010 году пособие ограничивается суммой 34 583 рубля за полный календарный месяц. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет  составляет 40 процентов среднего заработка мамы. В 2009 году он был не ниже 1873,1 рубля на первого ребенка и не менее 3746,2 руб. на второго, но не более 7492,4 руб. в месяц. В 2010 году ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть больше суммы в 13 833 рубля.

— Раиса Ивановна, один из самых актуальных вопросов – оздоровление детей. Согласитесь, существовала  четко отработанная схема организации детской оздоровительной кампании,  и Фонду соцстраха в ней была отведена главная роль, то есть финансовое обеспечение. Неужели вы больше не занимаетесь этими проблемами?

— Это не совсем так. Что касается оздоровления детей-инвалидов, которым требуется санаторно-курортное лечение, то мы продолжаем им заниматься в рамках национального проекта «Здоровье». Но если говорить о детском отдыхе в целом, то в связи с изменениями в федеральном законодательстве эта функция передана субъекту Федерации.

— Спасибо вам за беседу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *