До 16 и старше

Каникулы.  Учебники и тетрадки побоку и отдыхать. И, разумеется, телевизор в планах отдыха занимает если не центральную, то уж точно не последнюю роль. А что там? Чем можно привлечь современных детей? Детским кино, конечно! Только вот с этой «веткой» кинематографа у нас лет 20 имеются проблемы

Каким должно быть детское кино, мы спросили у известных в нашем городе людей.

Лидия Николаевна Капуцына, кандидат филологических наук, преподаватель ПГУ им. Шолом-Алейхема:  

— Из детских фильмов мне нравятся «Два капитана» (экранизация 50-х годов по роману Вениамина Каверина), «Алые паруса», «Человек-амфибия», «Морозко», «Садко», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» и более поздний «Приключения Электроника». И если по телевизору будет идти один из этих фильмов — с удовольствием еще раз пересмотрю.  Во времена Советского Союза детское кино было отдельной отраслью кинематографа, а сейчас я не знаю, есть ли оно вообще. Была раньше и целая  Киностудия детских и юношеских фильмов им. Горького. Но надеюсь, вскоре к этому вернутся.   Сейчас, мне кажется, возникает потребность в детском кино как в средстве воспитания в детях доброты, патриотизма и других ценностей.

Недавно шло телевизионное вокальное шоу «Голос». Великолепные голоса и техника, прекрасные ведущие и судьи —  одно удовольствие смотреть. Но репертуар  у детей исключительно взрослый. Конечно, это очень трогательно: взрослых умиляет, когда кроха поет о любви, но в этом есть что-то неестественное и, возможно, небезопасное. 

Современные дети копируют взрослых в словаре, в поведении, во внешности, в репертуаре песен. Вот и в кино, вроде бы адресованное детям, вносится модель взрослого поведения. Сегодня дети смотрят не детское кино, а скорее взрослое, с конфликтами, со страстями. Для детской молодежной аудитории создается много фильмов о вампирах. Любовь, страсть, укусил — недокусил… Как это можно смотреть?

Детское кино должно учитывать  психологию определенной аудитории, а не «взрослить» ее всякими способами. Как бы время не менялось, психология ребенка — это одно, психология взрослого — это совсем другое. Это вещи константные. Хотя фильм «Посторонним вход воспрещен» одновременно и детский, и взрослый. Для ребенка там сюжет, яркий образ, для взрослого — сатира. Или замечательный фильм С. Соловьева «Сто дней после детства», который многое дает и детям, и взрослым. 

Юрий Геннадьевич Лозовский, преподаватель ПГУ им. Шолом-Алейхема:  

— Очень люблю детские фильмы и сказки. Однажды я еще во время учебы в вузе, будучи уже достаточно взрослым 22-летним человеком, признался своим сокурсникам в любви к такому жанру, меня не поняли, даже можно сказать осмеяли! Сейчас  я продолжаю их смотреть. Не только старые и любимые, но и новые смотрю. Могу посмотреть советский «Волшебная лампа Аладдина» (кстати, один из самых любимых) и голливудский «Аладдин». Оба великолепны и потрясающи. 

Типичные детские сказки — это те, которые поставил Леонид Нечаев: «Про Красную Шапочку», «Приключения Буратино», «Тим Талер, или Проданный смех», «Пеппи Длинныйчулок» и др. Там участвуют сами дети,  там представлено детство в том виде, в котором оно и должно быть.

Вообще, если говорить именно о детском кино, то это ж не только сказки, это еще и кино о пробуждении чувств, взрослении, дружбе, любви. Иногда границу между детским и взрослым кино провести трудно. Вот, например, замечательный фильм «Вам и не снилось»  — детский или взрослый?

Конечно, детское кино изменилось. Изменилось под влиянием самых разных факторов. И страна сейчас не та, и цели постановщиков иные, да и дети стали другие. Не хуже или лучше. Просто другие. 

Стоит признать, что снимается таких фильмов у нас очень мало. А из того, что есть, не всё можно посмотреть. Иногда степень пошлости и откровенности в них «зашкаливает». 

Павел Николаевич Толстогузов, доктор филологических наук, профессор ПГУ им. Шолом-Алейхема:  

— Из детских фильмов мне нравятся «Морозко», «Город мастеров», «Тайна железной двери», «Три мушкетера» (французский фильм 60-х годов). Да многое из старых детских фильмов нравится! 

Современных детских фильмов я назвать не могу, даже не уверен, есть ли они. Раньше детское кино выделялось отчетливо, например, «Королевство кривых зеркал», «Неуловимые мстители», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Республика ШКИД». Все эти фильмы с удовольствием смотрели и взрослые, но конкретным адресатом все-таки были младшие школьники, подростки, раннее юношество. Сейчас чего-то в этом роде я не знаю (ну, не сериал же «Школа» Валерии Гай Германики считать детским фильмом). Мне кажется, что настоящему детскому кино следует быть добрым и честным. В нем должны быть чудо, занимательность и призыв к правому делу.

Проверь себя

В редакции «Биробиджанской звезды» сразу возникли споры о том, какой отечественный фильм можно назвать самым лучшим. Как и полагается в творческом коллективе, у нас на пять журналистов получилось пятнадцать мнений. Поспорив ради приличия часа полтора-два, мы решили, что все фильмы хороши. И даже те, которые мы не назвали. Ну а для вас, уважаемый читатель, предлагаем небольшой тест на знание советского детского кинематографа. Предлагаем вам по приведенным кадрам угадать, из какого фильма они взяты. Разумеется, мы немного усложнили задачу, и если вы решили с ходу угадать, к примеру, фильм «Приключение Буратино», то искать парня с длинным носом не стоит. Расставьте цифры в алфавитном списке, который размещен рядом, и… пересмотрите еще раз эти замечательные фильмы вместе с вашими детьми. Ответы мы опубликуем в следующем номере.
«Гостья из будущего»,
«Дети капитана Гранта»,
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»,
«Кортик»,
«Мэри Поппинс, до свидания!»,
«Неуловимые мстители»,
«Остров сокровищ»,
«Приключения Буратино»,
«Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»,
«Приключения Электроника»,
«Про Красную Шапочку»,
«Сказка странствий»,
«Тим Талер, или Проданный смех»
«Три толстяка»,
«Фантазии Веснухина».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *