До Европы и обратно

Фотохудожник Ефим Вепринский приглашает земляков на свою дважды юбилейную выставку

Собственно, выставок две, и о каждой можно сказать – две в одной. На  представленных вниманию зрителей фотографиях — старый Биробиджан и виды современной Европы. Вот вам первые «две в одном». А вторая пара –  то, что у выставки два юбилейных повода – 80-летие ЕАО и 60-летие самого фотохудожника.  Вот так как-то неожиданно сложилось. 

101Кто и знает Ефима Борисовича (просто Ефима, Фиму для друзей и добрых знакомых) достаточно давно, тоже в эти дни как-то удивился немножечко такому сравнению. Говорят: «Неужели Фиме немногим меньше, чем нашей области?» или  «Ха! Так наша область чуть старше нашего Фимы?». И то и другое по случаю парного юбилея в 2014 году можно считать комплиментом.

Как у многих творческих людей (а ныне ещё и при «должностях»), у него непростой характер, и не всегда его мнение по тому или иному вопросу будет совпадать с вашим. Но если бы он постоянно шёл исключительно «в струе» и в своей работе фотохудожника, то не был бы тем Ефимом Вепринским, личное мастерство которого  под сомнение ещё не ставилось. Автор этих строк отлично помнит рассказ своего давнего наставника, к сожалению, уже ушедшего из жизни, Нины Николаевны Филипкиной: «Фиму мы поняли по первому снимку в нашей газете («Биробиджанской звезде»- авт.), ему поручили сделать фото в многодетной семье. Ожидали, что в кадре и будет та многодетная семья. А он принёс фото из прихожей. На полу стояли рядками взрослые ботинки, туфли, детские сандалики и босоножки – мал мала меньше… Мы поняли – в редакцию пришёл не просто фотограф, а  фотохудожник. Ефим с тех пор радовал нас 102снимками не раз, но этот снимок я ярче всего помню».

 Ефим Борисович, а вы помните об этом дебюте? Негативы не сохранились случаем?..

У него было немало творческих успехов в самом начале профессионального пути. Любительский фильм «Один день Галины Поляковой» в 1973 году стал лауреатом на смотре в Москве среди фильмов о предприятиях лёгкой промышленности. С 1986 года – в Союзе журналистов. В 1987-1991 годах был нештатным фотокорреспондентом КрайТАСС  по Хабаровскому краю и ЕАО, его фотографии печатались в «Известиях», «Советской России», «Медицинской газете». 

Был и перерыв в работе фотожурналиста – занимался бизнесом. Но в итоге вернулся в знакомое здание редакций областных газет – уже заместителем генерального директора издательского дома. И до того приносил в «Биробиджанку» серии снимков, и в 2002-м ИТАР-ТАСС вновь пригласило Ефима Вепринского посотрудничать нештатно. Очередная серия фотографий из-за границы неизменно сопровождается обстоятельными рассказами автора.  Но Ефим Борисович предпочитает, чтобы на бумагу их излагали другие – понимая своё мастерство в фотоискусстве, он не отказывает в признании мастерства и другим, делающим своё дело с душой, основательно, творчески. 

Как истинный биробиджанец, он любит ностальгировать о Биробиджане своей юности: зелени и хороших людей тогда было больше, вода была чище и мокрее, а девушки – моложе. И, конечно, главное, что в том Биробиджане был фотоклуб «Блик» со всеми его участниками – один другого талантливей и интересней. И Фима был знаком со всеми лично лучше, чем с каждым из вас…

Но относительно недавно (по историческим меркам) сам Ефим Борисович создал взамен «Блика» Общество фотоискусства ЕАО, которое входит в Международный Тихоокеанский союз фотохудожников, а за областное общество «выступают» на выставках биробиджанцы, живущие сегодня в Канаде, Германии, Израиле. «Биробиджанцы всех стран – объединяйтесь!» Вот такой у них девиз, яркий, как фотовспышка. И взять его на вооружение Еврейской автономии следовало бы во всех областях. 

Пока же давайте придём в пятницу вечером в музей современного искусства ЕАО, пройдёмся, глядя в фотографии Ефима Вепринского, как в экран машины времени, по улицам старого Биробиджана, поглядим в знакомые и забытые лица земляков, затем  пробежимся по пестрым улицам европейских городов и раскалённым камням Тель-Авива, по водным «улицам» -каналам Венеции и… вернёмся к себе домой, к туманным сопкам, взяв из широкого мира всё лучшее. 

Фото Ефима Вепринского

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 + четыре =