До и после «хрустальной ночи»…

Сегодня отмечается Международный день борьбы с фашизмом и антисемитизмом.

Напомним, что 9 ноября 1938 года в Германии произошло событие, вошедшее в историю как «хрустальная ночь», или «ночь разбитых витрин». Тогда по всей стране были арестованы и отправлены в лагеря более 30 тысяч евреев. За одну ночь было уничтожено более трехсот синагог, разбиты витрины магазинов, принадлежавших евреям, разрушены сотни домов, убиты тысячи человек. Именно этот день принято считать началом Холокоста. После войны по инициативе ООН и ЮНЕСКО по всей Европе 9 ноября начали проходить митинги и шествия памяти погибших. В России День борьбы с фашизмом и антисемитизмом стали отмечать сравнительно недавно.

В секторе национальной литературы областной научной библиотеки им. Шолом-Алейхема имеются книги на русском, идише и иврите, которые поднимают важный вопрос. Считать ли Холокост одним из событий в истории евреев или его нужно выделить как единственное в своём роде явление? Оценить воздействие Холокоста на еврейский мир — трудная задача. Чисто материальное воздействие заключается в том, что он смёл с лица земли центры еврейского населения, а с ними и культуру. А те, кто остались после истребления, переместились в США и Израиль, небольшая часть живёт в городах Европы и России. Психологическое и духовное воздействие Холокоста измерить значительно труднее. Об этом и говорится в книгах, о которых и пойдёт сегодня речь.

«Окончательное решение» — так называется сборник статей, посвящённых анализу истоков и последствий Катастрофы европейского еврейства. По мере того, как реальные очертания этого события отступают в прошлое, его трагизм только возрастает. Поэтому неудивительно, что каждый из авторов сборника предлагает своё толкование этой трагедии. Книга выпущена в Тель-Авиве в 1990 году.

Фотоальбом «Один день в Варшавском гетто», выпущенный в Иерусалиме в 1988 году, открывает всю жестокость реальных событий Катастрофы. Фотографии, представленные в книге, заставляют содрогнуться. Сопровождая воспоминания очевидцев, они позволяют воочию увидеть масштаб трагедии. «Экскурсия в ад» — такой подзаголовок дал этой книге главный её составитель Ицхак Майс.

Буквально через три года после «хрустальной ночи», когда гитлеровские войска уже вовсю шагали по Европе, в московском издательстве «Дер эмес» была выпущена книга на идише «Кровь взывает к мести. Рассказы пострадавших о фашистских зверствах в оккупированной Польше». Её авторы Л. Квитко, И. Нусинов, И. Кацнельсон и сами позднее были уничтожены в фашистских и советских лагерях.

Подробнейшим образом раскрывают перед читателем страшные страницы Второй мировой войны два тома энциклопедии «Холокост» и «Холокост на территории СССР», изданные в Москве в 2005 и 2009 гг. Статьи в энциклопедии писали учёные и свидетели событий, молодые люди и люди старшего поколения. Руководители проекта — Е. Гениева и И. Альтман. Проведение столь масштабного исследования не могло осуществиться без всесторонней поддержки историков, педагогов, музейных и архивных работников. В редакционную коллегию вошли знаменитые учёные и общественные деятели из многих стран. Самые известные узники нацистских лагерей смерти и общественные деятели — лауреат Нобелевской премии мира Эли Визель и знаменитый охотник за нацистами Симон Визенталь (1908-2005) — стали почётными сопредседателями редакционной коллегии.

Плен — всегда трагедия, но во время Второй мировой войны была одна категория пленных, подлежащих безоговорочному уничтожению по национальному признаку. Об этом рассказывают воспоминания и документы «Обречённые погибнуть. Судьба советских военнопленных — евреев во Второй мировой войне». Составители книги П. Полян и А. Шнеер на 576 страницах доказывают, что пленные евреи поголовно обрекались на смерть. И только немногие из них чудом смогли уцелеть, скрыв своё еврейство и взяв себе вымышленные или чужие имена и фамилии, но они жили под вечным страхом «разоблачения».

Ещё одна книга Павла Поляна «Между Аушвицем и Бабьим Яром. Размышления и исследования о Катастрофе» выпущена в Москве в конце прошлого года. В ней содержатся интересные сведения о переписке Эйхмана и Чекменёва. В Российском государственном архиве социально-политической истории (бывшем Партархиве СССР) хранится поразительный документ. Это письмо начальника переселенческого управления при СНК СССР Е.И. Чекменёва председателю Совета народных комиссаров В. М. Молотову от 9 февраля 1940 года. В книге приводится его полный текст:

«Переселенческим управлением при СНК СССР получены два письма от Берлинского и Венского переселенческих бюро по вопросу организации переселения еврейского населения из Германии в СССР — конкретно в Биробиджан и Западную Украину.

По соглашению Правительства СССР с Германией об эвакуации населения на территорию СССР эвакуируются лишь украинцы, белорусы, русины и русские. Считаем, что предложения указанных переселенческих бюро не могут быть приняты.

Прошу указаний.

Приложение на 6 листах.

Начальник переселенческого управления при СНК СССР ЧЕКМЕНЁВ»

Суть немецких писем передана Чекменёвым ясно и чётко: Гитлер предлагает Сталину забрать всех евреев, оказавшихся к тому моменту под германским сапогом. Но в обращении к Молотову содержится не только вопрос, но и ответ: благодарим за предложение, но забрать ваших евреев, извините, не можем! Чтобы лучше понять как вопрос, так и ответ, автор предлагает взглянуть на письма из Берлина и Вены с трёх разных точек зрения — отправителя, адресата и с точки зрения их взаимоотношений на тот момент времени.

Далее П. Полян рассказывает о первых жертвах и первых спасшихся, о событиях «посреди преисподней», рассуждает о статистике и демографии Холокоста, об отрицании и геополитике Холокоста, возвращается к теме «Россия и историографические парадоксы глобального исследования Холокоста». Книга снабжена фотографиями и документами.

«Для числа жертв геноцида, — считает автор книги «Число бездны» Вардван Варжапетян, — надо ввести особое число — ЧИСЛО БЕЗДНЫ. Его нельзя произносить, как евреи не произносят имя Бога, говоря «Га-Шем — «Это имя». Если же кто-то всё-таки захочет назвать ЧИСЛО БЕЗДНЫ, он должен будет написать число из 5820960 знаков — именно столько жертв (известных сегодня) оно поглотило». Вы возьмёте в руки большую тяжёлую книгу, впервые сможете почувствовать неперечислимость жертв Холокоста… Эта книга состоит из цифр, а не из слов. Каждая цифра была человеком. Каждая… Помните об этом!

Этой проблеме, не теряющей актуальности до наших дней, посвящена и книга «Мужество помнить: Еврейская Катастрофа: 1933-1945 гг.» Международная выставка Симона Визенталя в Москве с 12 февраля 1982 г. — Лос-Анжелес, 1989. Эта книга одновременно и дань памяти, и предупреждение о том, что корни явлений, приведших к еврейской Катастрофе, ещё не выкорчеваны.


Алла Акименко, зав. сектором национальной литературы областной научной библиотеки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *