Дом там, где сердце

Дом там, где сердце

Фото Олега Черномаза

В Биробиджане впервые прошла премьера кукольного спектакля для взрослых зрителей

К детским кукольным постановкам биробиджанцы уже привыкли. Однако наш «Кудесник» решил развенчать стереотип, что театр кукол только «для малышей». Коллектив решил привлечь более зрелого зрителя – молодежь и взрослых. Да еще и представить постановку на еврейскую тему.

На сцене театра кукол решили воплотить пьесу крымского драматурга Владимира Орлова «Шолом, солдат». Задачка не из простых. Без профессиональной помощи осуществить задумку было бы сложно. И директор «Кудесника» Светлана Васильева обратилась за поддержкой к режиссеру из Санкт-Петербурга Олегу Карнеру. Олег Львович с удовольствием откликнулся. Взрослые постановки для театра кукол – большая редкость.

– Чтобы поставить кукольный спектакль для взрослых, нужна определенная смелость, – признался Олег Карнер. – Ведь реакцию взрослого зрителя гораздо сложнее предугадать, чем реакцию ребенка. Дети добрее, они всегда хорошо воспринимают кукольные постановки. Я рад, что Светлана Васильева и актеры «Кудесника» не побоялись рискнуть. Очень надеюсь, что этот спектакль поможет привлечь в ваш театр кукол молодежь и взрослых.

Три недели Олег Карнер провел в Биробиджане, практически ежедневно работал с коллективом «Кудесника» над «Шолом, солдат».

На последней генеральной репетиции Олег Львович не просто «прогонял» спектакль целиком, но и прорабатывал последние технические вопросы. Следил, чтобы занавес открывался вовремя, чтобы передвижные декорации не мешали актерам перемещаться по сцене, чтобы освещение было нужным. Любой, даже самый мелкий недочет мог разрушить творческую атмосферу.

Свои замечания во время репетиций Олег Карнер записывал в специальный ежедневник, который передал актерам. Чтобы помнили об ошибках и больше их не совершали.

– Я приехал не только, чтобы поставить спектакль, но и помочь актерам в плане профессионального роста, – рассказал режиссер. – Все ребята стараются, но им действительно не хватает специального образования. Например, мастерства управления куклой. Ведь это художественный инструмент, и, конечно, надо научиться играть на нем. Важно изучать куклу. Это не такой быстрый процесс, как кажется. И если на спектакле «Шолом, солдат» у зрителя возникнет ощущение, что кукла оживает, значит, актеры научились чему-то.

Спектакль рассказывает о непростой судьбе солдата царской армии Якова Орлова. Еще ребенком его забрали у родителей и насильно увезли из местечка. Определили в солдаты. Он пережил побои, муштру, голод, войны, многочисленные ранения. Срок службы подошел к концу, и спустя тридцать лет Яков отправляется на поиски своей малой родины, своих родителей. Пытается найти место, где сможет исцелить раны не только физические, но и прежде всего –  душевные.

Увы, о своем детстве солдат помнит совсем мало. Яков (Иаков) знает, что он еврей, но в армии ему «присвоили» русское имя и определили в казацкий полк. С трудом всплывают в его памяти имена родителей, песенка, что они напевали, дорогая сердцу игрушка, тени сестер… Но главное – солдат помнит ту любовь, нежность, заботу, которыми окружали его родители. Но где же они, где то местечко, откуда он родом? Яков еще не знает, что сердце привело его домой… Об этом догадывается лишь реб Лазарь.

В местечке обитают весьма колоритные персонажи – взбалмошный и суетливый Велвл, мудрый старый раввин Лазарь, алчный кузнец Ерохим, любопытная молочница Эся, добрая и милосердная Рахиль.

После всех ужасов войны Яков пытается найти свое место среди царящей здесь обыденности и спокойствия, пустить корни. И тут он встречает свою любовь – жену кузнеца Рахиль. Солдат понимает: родина там, где сердце. Попытки других жителей местечка помешать влюбленным терпят крах. После всех тяжелых прожитых лет, после стольких страданий Яков обретает счастье, обретает дом.

Хотя спектакль кукольный, на сцене присутствуют и живые актеры в костюмах и масках – реб Лазарь и Яков. И это не случайно. Старый раввин наполнен мудростью Торы, а солдат – житейской мудростью. Оба дают советы другим персонажам и стараются им помочь. А в финале происходит чудо. Оживает Рахиль – под вспышки и звуки грома на сцене появляется актриса в точно таком же одеянии, что и ее кукольный персонаж.

Театр «Кудесник» рассказал непростую, грустную историю со счастливым концом. Историю, которая тронула зрительские сердца. Однако в спектакле нашлось место и юмору, и песням. А многие мудрые слова старого ребе заставляют задуматься.

Первые зрители оценили спектакль. Остается надеяться, что это первый, но не последний подобный опыт «Кудесника». И в будущем биробиджанский театр кукол сможет расширить круг своих зрителей, привлекая  молодежь и взрослых.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *