ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: УБРАТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: УБРАТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ?

Фото: psiholog-kmv.ru

Биробиджанские родители высказываются не слишком радикально, больше выступая не за отмену «домашки» в школах, а за корректировку заданий по нагрузке и за более дифференцированный подход к школьникам с учетом как их возраста, так и способностей.

Насчет отмены в школах оценок практически все родители высказываются негативно

Галина, 51 год:

— Порой задают детям очень большие объемы домашних заданий, у них элементарно нет времени на отдых и психологическое переключение со школы на дом. Причем порой это бывает странно – несколько дней ребенок может получать средний объем домашних заданий, а потом резко их наваливается в день очень много, так, что порой ученик сидит за уроками допоздна, да еще и родители ему помогают.

И если бы дело было еще в простых уроках по русскому языку или математике. Учителя порой требуют выполнения каких-то творческих заданий – сделать тематическую презентацию на компьютере, творческий или исследовательский проект, а все это требует планирования и времени.

Есть учителя, которые умеют весь объем темы предмета выдавать за урок так, что дети и его хорошо усваивают, и вместе с тем не мучаются с большой «домашкой», закрепляя материал дома.

На мой взгляд, нужно в школах более гибко корректировать учебные программы, как в рамках одного заведения, так и в рамках федеральных образовательных стандартов, которые тоже должны быть более варьируемыми. Тогда и подход к оценкам знаний учеников изменится в лучшую сторону, станет проще их ставить, вместо того чтобы вовсе отменять. Оценки ученикам нужны как показательное одобрение уровня их знаний, если это четверки-пятерки. А если это тройки-двойки – как предупреждение для школьника и родителей, что учебу надо подтягивать, стоит обратить внимание на пробелы в знаниях.

Елена, 34 года:

К сожалению, сейчас очень заметно, что у нас в школьном образовании многое идет от ситуативных возможностей школы, а не от возможностей и потребностей самих учеников. И сейчас школа борется не за качество образования, а с самими школьниками – с их апатией к учебе, со снижением мотивации к получению знаний, с отвлекающими от учебы факторами, которые отнимают у ребенка силы и время на учебу – я имею виду, например, интернет и компьютерные игры. И борется, я думаю, не очень успешно.

Школа сейчас заложник программ, имеющихся учебников, а также таких материальных вещей, как учительская нагрузка, позволяющая получать достойную зарплату. Но за этим далеко не всегда стоит качество преподносимых знаний, потому что учитель порой не находит времени, чтобы, когда необходимо, корректировать учеников по своему предмету. Нужна дополнительная консультация – учителя нет, ему некогда. Подойди ученик после уроков – учителя тоже на месте не найдешь, он занят. Как вариант – репетиторы по сложным для ребенка предметам, а это тоже недешево.

В результате чрезмерная загруженность учителей не позволяет им порой качественно подготовиться к урокам, вследствие чего бывает так, что многие темы фактически отдаются школьникам на самостоятельное закрепление. Это долго, сложно, отнимает много времени. Поэтому и домашние задания бывают большими и трудными.

Но отменять их совсем совершенно не нужно. Депутат Госдумы, сказав это, показал, насколько далек от школьного образовательного процесса. «Домашка» нужна как необходимая нагрузка после школы, как тренировка. Во многом ведь это не просто повторение пройденного, решение задачек-упражнений, но и самостоятельная творческая работа, например по истории или литературе, изучение тем, параграфов, выделение главного. Этому учат педагоги, и это должны уметь дети делать самостоятельно.

Вместо того, чтобы одним махом отменить то, что было наработано и привычно годами, не лучше ли пересмотреть саму концепцию домашних заданий в свете современности? Результат при толковом подходе может быть даже лучше.

 

Алексей, 39 лет:

 — Убрать школьные оценки?! Да вы что! Уничтожить целую систему, отработанную в школах годами, хорошо работающую, а взамен что? Судя по всему, вообще ничего. Хорошие оценки для школьников – одна из немногих мотиваций к учебе, пусть невеликая сейчас, но и четверка-пятерка, полученная не слабеньким учеником за действительно хорошие знания или активную работу на уроке, несомненно, будет для него очень приятна. Не говоря уже об отличниках и хорошистах, для которых красивые красные цифирьки в дневнике — явление более привычное, но все равно, несомненно, радующее.

Российская школа, учителя, ученики не могут без оценок! Как же тогда оценивать знания учеников, по каким критериям, каким образом их выражать, воплощать? Не стоит брать за прогрессивное мерило западный опыт – там совершенно другая система образования, во многом отличная от российской, потому что у людей годами складывался другой социально-образовательный менталитет, тоже непохожий на наш. Вот когда сама система российского образования изменится кардинально, в лучшую сторону – тогда можно подумать и о другой оценочной системе, непохожей на имеющуюся сейчас балльную.

 

 Дмитрий, 44 года:

— Странно и вместе с тем ожидаемо такое слышать от людей, сидящих в Госдуме. Возможно, школы центра России еще смогут себе позволить кое-где отменить оценки – потому что оборудованы они лучше, учителя там более опытные и прогрессивные, педагогические методики там другие, более ориентированные на зарубежный опыт.

Но в школах периферийных регионов, во многих из которых наблюдается дефицит кадров, а также высокие нагрузки на педагогов, многим из которых уже впору быть на заслуженной пенсии, а не продолжать трудиться, оценки отменить не получится. Даже если это будет как-то закреплено на законодательном уровне, могу вас уверить – учителя без них просто не смогут и даже ученики, хотя им-то была бы, казалось, радость – ур-ра, больше двоек не получу! Потому что нужен какой-то ориентир, лакмусовая бумажка, показывающая уровень усвоения знаний учениками. Оценки, балльная система – самое простое и действенное решение для школьников, учителей и родителей. Чем их заменять? Латинскими буквами от A до F, как в американских школах? Или перейти на рейтинговую цифро-балльную систему, когда чем больше у ученика цифра успеваемости за четверть, тем он успешнее?


Прессопрос подготовил Алексей ЗЛИВКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 − один =