«Домашние» заботы

«Домашние» заботы

Олега Черномаза

Пользуясь неосведомленностью населения, управляющие компании в Биробиджане навязывают свои условия. При этом зачастую нарушается закон

Об этом корреспонденту «БЗ» сообщила Галина Докаш, председатель Ассоциации ТСЖ ЕАО, руководитель регионального центра общественного контроля за сферой ЖКХ. На днях она вернулась из Благовещенска, где принимала участие в межрегиональном совещании «Развитие общественного контроля в сфере ЖКХ как путь улучшения ситуации в жилищно-коммунальной сфере».

— Совещание было инициировано представителями Общественной палаты РФ и Национальным центром «ЖКХ-контроль», — рассказала Галина Михайловна. – В столице интересуются, что происходит с «жилищным сектором» в каждом регионе. В ЕАО сложилась острая проблема с управляющими компаниями. Как известно, раньше в Биробиджане был «Единый заказчик»  и «Рембытстройсервис», у которого было под управлением несколько многоквартирных домов. Других управляющих компаний в Биробиджане не было – только обслуживающие организации. Когда «Единый заказчик» приказал долго жить (хотя как юридическое лицо он еще существует), у нас появились новые управляющие компании – «Бирград», «Стандарт»  (управляет жилмассивом «Лотос»), «Рембытстройсервис», «Домстройсервис» и другие. Они поделили между собой рынок управления жилфондом Биробиджана. 

— Говорят, после ликвидации «Единого заказчика» деньги с лицевых счетов многоквартирных домов куда-то подевались…

— Такие факты есть. Новые управляющие компании не настаивали на этих деньгах (по всей видимости), а «Единый заказчик» был уже в «предсмертном состоянии». Я считаю, что здесь должно было проявить бдительность население. Жильцы тех домов, которые поинтересовались, где их деньги, добились хорошего результата. 

— Много поинтересовалось?

— Думаю, не более 5-7 процентов от общего количества домов в Биробиджане. В большинстве случаев люди не знают, куда надо обращаться. Понаписали непонятно куда письма, получили непонятные ответы. В «Единый заказчик» люди до сих пор пишут письма, и им отвечают, что на вашем счету до передачи вашего дома новой управляющей компании была определенная сумма денег. А когда люди запрашивают новую управляющую компанию по этому поводу, то получают ответ, что они «начали с нуля». И свести концы с концами очень сложно…

— Поправьте меня, если я ошибаюсь. Счет идет на миллионы рублей?

— Да. Если бы управляющая компания своевременно проинформировала жильцов о том, что «Единый заказчик» денег не перечислил при передаче дома, тогда люди бы знали об этом и, возможно, свои деньги бы спасли. А так получается бесполезная переписка. Народ, который этим интересуется, сейчас ищет эти деньги. Например, жильцы дома по улице Шолом-Алейхема, 84а проявили настойчивость – выяснилось, что на их счету накопилось порядка миллиона рублей. Не знаю, чем все закончилось, жильцы этого дома ушли под управление «Новострой-технологии». Назад с вопросами не вернулись – значит, все пока устраивает.

— Галина Михайловна, через суд можно прояснить судьбу исчезнувших миллионов?

— Можно, но все это нужно делать населению.  Сегодня в нашем регионе неправильно построена политика между управляющими компаниями и собственниками жилья. Мы должны понимать, что Жилищный кодекс написан для собственников – защищать наши права. А у нас получается наоборот: когда управляющая компания заходит на дом, она начинает устанавливать свои правила.

— В конце прошлого года в Биробиджане на подъездах многих домов появились листочки, где извещалось, что управляющие компании меняют тарифы на обслуживание. Прокомментируйте это явление с правовой точки зрения.

— Действительно, в наш Центр общественного контроля за сферой ЖКХ стали массово обращаться люди – приносили с собой объявления, которые разместили на их подъездах. Причем объявления вывешиваются за день или два до проведения собрания собственников  жилья. А по Жилищному кодексу это надо делать за десять дней. Суть объявления в том, что меняется управляющая компания, поэтому нужно провести собрание жильцов. И один из пунктов собрания – изменение тарифа на обслуживание жилья в одностороннем порядке. Это вообще противоречит законодательству! Тариф должны выбирать собственники. Управляющая компания, заходя на дом, должна принести смету своих услуг. Если людей что-либо не устраивает (например, они не хотят платить за уборщицу, а решили мыть подъезды  сами), они вправе отказаться от этой услуги. Как правило, время проведения таких собраний указывалось с 11 утра до двух часов рабочего дня, а место проведение – на улице… Это делается для того, чтобы никто не пришел или пришли единицы, собрание не состоялось, поэтому его проводят в заочной форме. Заинтересованным в нужном результате достаточно обойти трехкомнатные квартиры в доме (при голосовании считается метраж квартир проголосовавших, нужно собрать 51 процент от общей площади – авт.), индивидуально «поработать» с проживающими там людьми, собрать подписи и добиться своего. По большому счету, народ не разбирается в тонкостях и голосует непонятно за что.  Это – вина нашего населения. Кто-то ленится, кто-то не знает, куда обратиться, но подписи свои мы ставить не забываем. Жители должны понимать: то, что принято на собрании и оформлено протоколом, потом можно будет оспорить только через суд. Кворум есть, протокол составлен, заочное собрание состоялось – теперь платите!  

— И много таких «заочных комбинаций» провернули?

— Точной статистики мы не ведем, но в государственную жилищную инспекцию ЕАО поступило уже больше 15 жалоб по этому поводу. Народ недоумевает: что вообще происходит? Есть и другие острые моменты. В связи с тем, что мы входим в систему капитального ремонта и должны 30 лет накапливать целевые средства,  многие стали интересоваться, чтобы их деньги снова не исчезли — суммы ведь немалые. А специализированный счет на капремонт конкретного дома разрешено открывать только товариществам собственников жилья. Поэтому многие биробиджанцы решили не скидываться для капремонта  в «общий котел», а создавать ТСЖ. Так, например, в декабре прошлого года было организовано новое ТСЖ «Виктория» (дом № 48 по улице Советской). По закону, как только многоквартирный дом принял решение о смене формы управления (а их три – прямое управление, ТСЖ и управляющая компания), то в течение 30 дней бывшая управляющая компания должна передать все документы, связанные с этим домом. Перечень документов указан в Постановлении № 491 Правительства РФ (от 13 августа 2006 года). Закон есть, его надо выполнять, но у нас же идут «боевые» действия! Под различными предлогами управляющая компания не передает ТСЖ  «Виктория» необходимые документы. Как прикажете работать? Сейчас идет активная переписка между заинтересованными сторонами, к процессу подключилось управление антимонопольной службы, часть документов уже вернули…

— А для жильцов выгодно создание ТСЖ? Платежи за жилье уменьшаются?

— Я приведу такой пример. По нашим расчетам, коммунальная плата за трехкомнатную квартиру (площадь – 59 квадратных метров) в доме с ТСЖ в Биробиджане одинакова плате за квартиру площадью 100 квадратных метров в доме без ТСЖ. Экономия – 40 процентов. Кстати, вы знаете, что управляющие компании в Биробиджане уже начали дробиться? Появляются различные «Плюсы». А чтобы сменить управляющую компанию, нужно ведь сначала собрание собственников жилья проводить. «Эта песня хороша – начинай сначала»…

— Если народ «терзают смутные сомнения», можно ли проверить домоправителей?

— По Жилищному кодексу, после окончания календарного года всем управляющим компаниям дается 90 дней на то, чтобы они провели собрание (с участием жильцов) и отчитались о проведенной за год работе. Такие собрания должны пройти повсеместно до 1 апреля. Нужно узнать, где и когда пройдет собрание, чтобы воспользоваться такой возможностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *