Дорога преткновения и согласия

Дорога преткновения и согласия

из архива редакции

Автодорога Биробиджан-Кукан несколько раз побывала на балансе Хабаровского края и ЕАО

К логическому завершению подошел многолетний конфликт между Хабаровским краем и ЕАО по поводу автодороги между Биробиджаном и поселком Кукан в Хабаровском сельском районе. Соседний с нами край признал наконец, что данная дорога хоть и проходит по большей части через территорию автономии, однако в экономическом отношении для нее никакого значения не имеет. И вот принято долгожданное решение: все 82 километра дороги Биробиджан-Кукан переходят в собственность Хабаровского края. На передачу объекта от одного региона к другому отведен год. Однако хабаровчане уже приступили к наведению порядка на трассе. Начат ремонт полуразваленных деревянных мостов, от Кукана к Биробиджану движется грейдер… А вообще история куканской дороги, как ее называют в народе, насколько «хабаровская», настолько и «еврейская», и началась она много лет назад.

Для самих куканцев она есть «дорога жизни». После того, как закрылось пассажирское сообщение по реке Урми с Хабаровском, а также воздушное самолетами малой авиации, Биробиджан стал для многих куканцев, а также жителей соседних с ним сел Догордон и Наумовка своим городом. Здесь учатся в университете и колледжах их дети, сюда они ездят за товарами, в аптеки, за медицинской помощью. Между прочим, местные телевизионные новости там получают не из Хабаровска, а из Биробиджана. Куканцы посостоятельнее покупают или снимают квартиры в областном центре. А для биробиджанцев (и таких немало) тамошние реки – Урми, Кукан, Беренджа, Космунь – любимые рыбацкие водоемы.

Теперь о том, как начиналась эта дорога. О любопытном эпизоде, что произошел при ее строительстве, поведал мне как-то старейший лесовод ЕАО Анатолий Моисеевич Коренюк.

— Я возглавлял в 80-х годах Раздольненское лесничество Биробиджанского лесхоза и часто приезжал на этот объект в порядке контроля, чтобы дорожники не пускали под топоры, пилы или бульдозеры древесную растительность за пределами полосы отчуждения. Как-то попал на обсуждение поправки в проект трассы. Прораб мне говорит: «Что мы будем уводить этот участок к сопкам, если напрямик через марь будет вдвое короче! Ну снимем торфяную подушку с метр-полтора, а там коренные породы.  Предгорье все-таки. Как ты думаешь, Моисеич?» А я говорю: «Пойдемте со мной, тут недалеко, кое-что покажу».

Пошли. По пути я срубил осинку метра три, заострил с одного конца. Пришли на нужное место. Даю осинку прорабу, говорю: «Пробивай дерн!» Он пробил — осина пошла вглубь и через метр с небольшим уперлась в твердь. «Ну, что я говорил, вот вам и коренная порода!» — довольно воскликнул прораб. Я отвечаю: «Это трактор ДТ-75 колхоза «Заветы Ильича». Он утонул три года назад».

Не поверили сначала, а когда в других местах осиновая жердь уходила в трясину на всю длину и не доставала дна, дискуссию свернули.

И все-таки некоторые участки 82-километровой дороги на Кукан пришлось прокладывать и через такие гиблые места. В эксплуатацию ее сдали в 1984 году, и сразу ожил Кур-Урминский леспромхоз в поселке Кукан, соседние с ним Наумовка и Томское с крупным Наумовским пчелосовхозом, а также село Догордон, заселенное нанайцами с давних времен. Леспромхоз увеличил годовой объем заготовок и вывозки древесины до 300 тысяч кубометров, штат работников на предприятии вырос до 750 человек. В Куканскую лесосырьевую базу Хабаровский крайисполком пустил лесозаготовителей из ЕАО (область тогда входила в состав Хабаровского края).

Все бы хорошо, да подоспели «лихие» 90-е, Кур-Урминский ЛПХ стал хиреть, пока не обанкротился, за дорогой ухаживать стало некому, и Кукан, Наумовка, Догордон, Томское повели обратный отсчет — таять жителями. (В Кукане из 5200 человек остались нынче 1100). В Томском, к примеру, сегодня живет всего одна старая женщина — Анастасия Михайловна Студаляк — бабушка Студалячка, как зовут ее в округе. В свое время ее имя гремело в Приамурье — Анастасия Михайловна, кажется, единственная из всех пчеловодов региона была награждена орденом Ленина за рекордные медосборы на совхозной пасеке, которой она заведовала. В Наумовку (10 км от Томского), где живут два ее сына, Виталий и Леонид, перебираться она пока не намерена.

Пришло в упадок леспромхозовское производство, запустили дорогу Кукан-Биробиджан. Районному начальству из Хабаровска было, похоже, не до бед куканцев-наумовцев-догордонцев, и дошло до того, что их жители попросились в состав Биробиджанского района ЕАО. В краевом центре оценили ситуацию правильно: “Что же это мы за власть, если дело дошло до попытки бегства на другую территорию?” Кое-что было сделано, но так, косметически, и вновь куканская автодорога в плохом состоянии.

В «еврейском» составе

Между прочим, эта глубинка Хабаровского района уже была под «еврейским» началом. Вот как это происходило.

Первоначально территория будущей ЕАО определялась Комитетом по землеустройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ) в ее сегодняшних границах в междуречье рек Биры и Биджана площадью около 40 тысяч квадратных километров. Границы еврейского заселения этой местности были очерчены на карте профессора Л. Брука, исследовавшего ее в 1926 году. И первые колонисты, начавшие прибывать в Биро-Биджанский переселенческий район, селились именно в этих границах. Однако 29 апреля 1929 года Хабаровский Далькрайком принимает решение включить в состав Биро-Биджанского района еще Некрасовский район (ныне Смидовичский район ЕАО), а также Амуро-Тунгусский национальный район, заселенный главным образом гольдами (нанайцами), тунгусами, якутами, даурами и небольшими группами нивхов, переселившихся раньше с Нижнего Амура.

Решение Далькрайкома находилось в Москве без утверждения больше года. И лишь 20 августа 1930 года ВНИК СССР согласился с предложением Далькрайкома и закрепил за Биро-Биджанским районом еще более 30 тысяч кв. км! Общая площадь еврейского заселения составила 72 тысячи квадратных километров! Процедура передачи территории была завершена в 1931 году.

Теперь площадь Биро-Биджана уходила на левые берега рек Тунгуски и Урми, простиралась на северо-запад до рек Яурин, Космуни, Беренджи, части реки Тырма. На этой огромной территории проживали около 1000 представителей амурского этноса и, вероятно, немного больше русских. Администрации Биро-Биджанского района были переданы под управление села Улика-Национальная, Новокуровка, Краснокуровка, Иванковцы, Хаил, Томское, Наумовка, Кукан, Догордон, Уечен, Талакан и еще около десяти поселений.

Логику Далькрайисполкома о расширении Биро-Биджанского района понять нетрудно. К примеру, такие поселения, как Наумовка, Догордон, и сейчас для администрации Хабаровского сельского района, по большому счету, обуза. Чтобы попасть в них, скажем, кому-то из районного начальства, «базирующегося» в Хабаровске, необходимо проехать почти 300 км, причем более 200 из них — по территории ЕАО. А в какое положение поставлены сами жители таежной глубинки, понять может каждый.

В общем, Далькрайисполком с удовольствием «спихнул» еврейскому переселенческому району один из своих медвежьих углов. Ставка была сделана на то, что часть громадных субсидий, выделяемых советским правительством на еврейскую колонизацию Биро-Биджанского района, а также средств международных еврейских организаций, в частности «Джойнта», будут направлять на поддержку населения бывшего Амуро-Тунгусского района. Но у руководства не было не только «лишних» денег — их остро не хватало порой на обеспечение мало-мальски сносной жизни колонистов.

И эту, в полном смысле слова, непосильную ношу Биро-Биджанский район, а потом еще и ЕАО, нес на себе вплоть до 22 июля 1934 года (еще два с небольшим месяца после преобразования национального района в ЕАО).

Руководство района многократно выходило с ходатайством в Далькрайисполком о выводе с его территории бывшего туземного района. Краевые власти восстанавливать Биро-Биджан в первоначальных границах не спешили. Но как ни отбивался Далькрайисполком от «подаренного» еврейским колонистам туземного района, а победила все-таки позиция Биро-Биджана, и область вошла в свои первоначальные границы, которые она имеет и сегодня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *