«Дорогие мои аиды»

«Дорогие мои аиды»

Олега Черномаза

Моноспектаклем Владимира Градова отметил свой  день рождения биробиджанский театр «Когелет»

В этом году еврейский народный музыкально-драматический  театр «Когелет» отметил свое 11-летие. Но мало кто знает, что еврейский театр в Биробиджане родился вместе с областью 80 лет назад. Правда, в 1934 году театр назывался как-то уж совсем по-советски «ГОСЕТ» (Государственный еврейский театр), носил имя Лазаря Кагановича и был популярен в большой стране. Пока его не закрыли в ходе борьбы то ли с «национализмом», то ли с космополитизмом, а то ли со всем сразу. На всякий случай. Но и тогда он продержался дольше всех других еврейских театров в СССР, как бы оправдывая пророчество М. Калинина о том, что, мол, скоро ЕАО, вероятно, будет единственным местом в стране, где сможет сохраняться еврейская культура. 

В 1964 году, вскоре после строительства городского Дворца культуры, театр вновь ожил как народный еврейский театр. Аббревиатура выходила символическая — НЕТ – в смысле «Не дождётесь!» В 1978-м у театра появляется более благозвучное название – КЕМТ (Камерный еврейский музыкальный театр). Правда, в Биробиджан он приезжал… на гастроли, делая себе успех, кассу и имя режиссёру в местах, более населённых. Но и славу ЕАО и Биробиджану делал тоже немалую.  КЕМТ прекратил свое существование сразу после распада СССР. А 4 июня 2003 года еврейский театр в Биробиджане переживает свое четвертое рождение, у него появляется и новое название — «Когелет», кажется, самое удачное и благозвучное из всех. 

Творческим подарком ко дню рождения «Когелета» стал моноспектакль «Дорогие мои аиды». Главную и единственную роль в нем исполнил преданный «Когелету» уже 28 лет талантливый актер Владимир Градов. 

Как рассказал сам Владимир Александрович, в литературную основу пьесы положены рассказы, воспоминания и стихи биробиджанских поэтов и писателей – Риммы Лавочкиной (ныне она живёт и работает в Петербурге) и Александра Драбкина. Автором пьесы стала актриса театра «Кудесник» Елена Фёдорова. Режиссер-постановщик – сам Владимир Градов. Его монологи сопровождали еврейские песни и танцы других актёров «Когелета», а также сменяющиеся на экране проектора картины художника Владислава Цапа. Так что усилиями многих перед зрителями разворачивается реальная и некоторым еще памятная картина Биробиджана 60-х годов, когда «все и всё про всех знали», где за вашим «выродком» всегда присмотрит баба Фейга, займет очередь за молоком тётя Савва, а починит канализацию сосед дядя Яша.

— Покажите мне еще такой город, где бы все русские стали евреями. А что делать? Если вокруг одни евреи. Но кто отличит здесь нанайца от еврея, а уж тем более от русского? — рассказывает, убеждает и смеётся со сцены главный герой, сам неисправимый биробиджанец…

Продолжая традиции биробиджанского режиссера Владимира Землянского, стоявшего у истоков возрожденного еврейского театра, Владимир Градов  исполнил известные песни – «Дорогие мои аиды» и «Ай гоу ту Хайфа!». Последнюю из них, кстати, можно было услышать в одноимённом спектакле, который ставил еще Владимир Землянский, — «Иванов и Рабинович, или  “Ай гоу ту Хайфа!”». Между прочим, в этом спектакле Градов исполнил одну из главных ролей.

— На самом деле я давно пою. Когда наш первый режиссер Владимир Александрович это заметил, то поддержал меня, — поделился актер.

Не раз вспомнили на спектакле и Хаю Борисовну Эпштейн. Наследники БирГОСЕТа до сих пор считают ее самой яркой и колоритнейшей фигурой местного еврейского театра. Самый запоминающийся момент, связанный с ней, случился во Владивостоке, когда наш народный театр за один из своих спектаклей получил большую золотую медаль Всесоюзного фестиваля народного творчества. В финале в краевом драматическом театре им. М. Горького, где тогда собрался весь партийный советский бомонд, сделав свой знаменитый поклон, Хая Борисовна сказала с еврейским лукавством слова, которые потрясли весь Владивосток: «И спасибо нашему родному советскому правительству за то, что оно нас так любит!».

Тогда же во Владивостоке   12-летний Владимир Градов впервые увидел настоящую еврейскую актрису из Биробиджана. Запало в душу. Отсюда у актера с явно не еврейской фамилией такая любовь к русскому еврейству в Биробиджане. А он с тех пор делится этим чувством и глубоким внутренним убеждением со всеми зрителями.

По окончании спектакля за великолепную игру и верность театру Владимира Градова поблагодарили и наградили председатель городской Думы Павел Ворожбит и заместитель мэра города Людмила Копёнкина. 

— Мы услышали ту речь, которую не слышали, наверное, с конца 60-х годов, когда можно было услышать на улицах города и идиш, и тот наш неповторимый акцент и интонации. Раньше, когда биробиджанцы приезжали в другие города, местные, глядя на нас, сразу спрашивали: «Вы не из Биробиджана?».  Наш национальный колорит был узнаваем по всей России, — шутила Людмила Владимировна.

От депутатов актер получил Благодарственное письмо и премию. От муниципалитета – средства на поездку, о которой актер давно мечтал, — на театральный фестиваль в Приморском крае. 

Говорят, в Биробиджане нет профессионального театра. Тогда это что было такое?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *