Достучаться до небес

Уже скоро все дети-инвалиды, живущие в ЕАО, смогут получать качественное школьное образование не выходя из дома…

— По большому счету, в течение многих лет родители инвалидов в одиночку, без поддержки государства пытались справиться с огромным грузом проблем, которые в основном были связаны не с лечением ребенка, а с его обучением и социальной адаптацией, — говорит заведующая Центром дистанционного обучения детей-инвалидов Татьяна Жулич. — С принятием в 2009-м году специальной программы, рассчитанной на четыре года, ситуация изменилась – по всей стране стали создаваться условия для дистанционного обучения таких детей.

— Президент России Дмитрий Медведев подчеркнул в своем Послании, что создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов является неотложной задачей общества. Но «подводные камни» в сфере образования остаются. Так, читатели «Биробиджанской звезды» рассказывают, что устроить «нестандартного» ребенка в обычную школу непросто. Если его даже и возьмут, никто не сумеет предоставить необходимых для него условий обучения. Наши-то школы рассчитаны только на детей, не имеющих никаких ограничений по болезни. А инвалид-«колясочник» даже на второй этаж добраться не сумеет, поскольку пандусы в зданиях не предусмотрены…

— Председатель Российского общественного совета по развитию образования Ярослав Кузьминов правильно заметил, что пора переходить от разговоров о гуманизме к реальным гуманистическим шагам. Наш Центр начал свою деятельность с 1 января этого года, и уже достигнуты реальные результаты. В прошлом году дистанционной формой обучения в автономии были охвачены 37 детей, в текущем году к ним добавятся еще 23 ребенка. Из 60 обучающихся половина проживает в Биробиджане, остальные – в районах. Планируется, что к 2013 году все дети-инвалиды, проживающие в нашей области и нуждающиеся в этом, получат такую возможность.

— Татьяна Клементьевна, какие основные требования предъявляются для включения подростка в современный образовательный проект?

— У ребенка с ограниченными физическими возможностями не должно быть медицинских противопоказаний, связанных с работой на персональном компьютере. Кроме того, необходимо разъяснить, что будут осваиваться не специальные коррекционные, а общеобразовательные программы – как в обычной школе.

— Как это происходит на практике?

— В нашем Центре есть специальный зал, оборудованный 11 рабочими местами для педагогов – в дальнейшем их количество увеличится. Каждое рабочее место укомплектовано персональным компьютером, монитором, принтером, сканером, модемом, вэб-камерой и другим необходимым оборудованием (стоимость одного комплекта тянет на 160 тысяч рублей – авт.). Такое же рабочее место создается у ребенка-инвалида дома. С родителями заключается договор  о передаче оборудования в безвозмездное временное пользование – никаких материальных затрат они не несут, все – за счет средств федерального и областного бюджетов. Если необходимо, квартира телефонизируется – для устойчивого выхода в Интернет. Затем педагог из нашего Центра в Биробиджане, используя коммуникационную программу «Skype», связывается с учеником, и в режиме реального времени (на мониторах видно друг друга) начинаются занятия.

— Похоже на фантастический фильм! А если кто-нибудь из детей не очень хорошо владеет «компьютерной азбукой»?

— В настоящее время учителя Центра обучают всех детей-инвалидов, участников проекта, а также их родителей пользованию компьютерными программами. Осваивается учебный курс «Новичок» — проводятся как очные занятия, так и с выездом на дом, дистанционные. Кроме этого каждый ребенок предварительно проходит диагностику – с ним работают педагог-психолог, дефектолог, логопед. Исследуются социальное окружение ребенка, его интересы, мотивы обучения, ожидания родителей. Составляется диагностический модуль, который содержит рекомендации для учителей. На их основании построится индивидуальный учебный процесс.

— Кстати, расскажите о педагогах, задействованных в этом интересном проекте.

— В ноябре Московский центр образования проводил курсы по основам работы в операционной системе, участниками которых стали десять учителей Центра. Кроме этого проводятся семинары, курсы повышения квалификации и другие мероприятия – процесс педагогического совершенствования непрерывен.

— С какого возраста принимаете детей?

— Начиная с первого класса и старше. Так, например, в поток прошлого года попали несколько учеников 9-11 классов. Особенность дистанционного учебного занятия в том, что нет жесткой регламентации учебного времени. Все зависит от уровня усвоения ребенком материала, от его самочувствия. Можно увеличить продолжительность урока, можно уменьшить, подобрать удобное время занятия. Кроме этого, возвращаясь к проблеме создания безбарьерной среды для инвалидов, у детей появляется мощная виртуальная возможность исследовать мир, расширить жизненное пространство, реализовать себя в различных сферах. Наши ребята охотно общаются друг с другом по скайпу, знакомятся, начинают участвовать в творческих проектах, в исследовательской деятельности, в олимпиадном движении. Они становятся полноправными членами социума!   

— Целевая программа рассчитана на четыре года, а что потом?

— Мы рассчитываем, что она будет продолжаться и дальше. Пока Центр дистанционного обучения детей-инвалидов (телефон – 4-60-19) является структурным подразделением областного института повышения квалификации учителей, но с 1 января 2011 года планируется создание государственного образовательного учреждения. Предстоит сделать еще очень много… В идеале, хочется, чтобы в нашей области появилось сплоченное сообщество единомышленников – детей-инвалидов и их родителей. Вместе мир улучшить легче!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *