Духовное очищение

Духовное очищение

Всем известна заученная с детства фраза: «Мойте руки перед едой». В иудаизме этому процессу придается особый, сакральный смысл.

В Торе эта заповедь  называется нетилат ядаим – омовение рук. По мнению мудрецов, руки – это инструмент, который в течение дня должен  выполнять только чистую, только  духовную работу, будь то принятие пищи или  конспектирование лекций по Торе

 

Зачем?

В жизни по законам Торы трапеза – это первая ступень процесса облагораживания человека. Мудрецы говорят, что стол еврея подобен алтарю в Храме, а процесс еды – храмовой службе. Есть исключительно ради получения удовольствия, ради того чтобы насладиться вкусом еды и наполнить желудок – недостойно человека. Еда становится процессом, достойным человека, и частью нашего служения Б-гу только в том случае, если мы съедаем ровно столько, сколько нужно, чтобы восстановить силы, необходимые для того, чтобы вести                 б-гоугодную жизнь. Омовение рук возвышает трапезу до уровня истинно еврейской деятельности. Но следует помнить, что нетилат ядаим не заменяет обычного мытья рук, избавляющего от микробов.

 

Что означает?

Слово «нетила» буквально означает взятие, вознесение. Что и куда нужно взять, не лучше ли было бы говорить об очищении, и как это «взятие» связано с омовением? Рав Шимшон Довид Пинкус объясняет это тем, что тело человека состоит из трех частей – голова, туловище и ноги. При этом доминирующая часть человека – его туловище, его сердце, которое отвечает за побуждения, за которыми, как правило, следует человек. Несмотря на то, что голова (разум) подсказывает, как правильно нужно поступить, люди все-таки следуют за сердцем.

Руки – основной инструмент деяний человека, они склонны слушать указания находящегося в нем сердца. Поэтому, начиная свой день с омовения рук, мы их поднимаем от сердца – к разуму, тем самым возносим и предстоящие нам в течение дня поступки на более высокий, осознанный уровень. Это, кстати, одна из причин, почему во время произнесения благословения следует поднять руки до уровня головы.

 

Когда?

Ритуальное омовение совершают перед полной или основной трапезой и после нее. Полная трапеза – это не первое, второе и компот, а трапеза, в состав которой входит хлеб. Из уважения к хлебу, основе нашей физической жизни, мы очищаем руки не только от физической нечистоты, в соответствии с требованиями гигиены, но и от нечистоты ритуальной, духовной.

Перед тем, например, как есть пищу, которую большинство людей ест ложкой или вилкой, совершать нетилат ядаим не нужно. А вот перед продуктами, которые едят руками, – нужно, если их обмакивали в определенные жидкости – вино, мед, молоко, воду, оливковое масло, росу, а также соль – ее Галаха тоже считает застывшей водой. Твердое сливочное масло, с точки зрения Галахи, не считается жидкостью, а расплавленное – считается. Отсюда следует, что перед тем, как есть изделие из теста, замешанного на твердом сливочном масле, омывать руки не надо, но если изделие из теста было поджарено на сливочном масле – надо.

Во время еды нельзя дотрагиваться до тех частей тела, которые обычно скрыты под одеждой, или чесать голову. Если это все же сделали, продолжать еду нельзя до тех пор, пока не омоют загрязненную руку и не произнесут нобходимое благословение.

 

Как?

Руки перед омовениями должны быть чистыми и сухими. Порядок нетилат ядаим перед едой следующий. Взяв кружку в правую руку и наполнив водой, нужно передать в левую и трижды облить кисть правой руки. Водой нужно облить всю руку, включая пальцы, которые для этого следует слегка развести. Затем кружку передают в правую руку и трижды обливают кисть левой руки. Омыв левую руку в третий раз, поворачивают ее ладонью вверх и слегка сгибают пальцы, так что на ладони скапливается немного воды, и слегка потирают одну руку о другую, используя эту воду. Сразу после этого произносят благословение и насухо вытирают руки полотенцем.

Все требования, касающиеся воды и сосуда для нетилат ядаим перед едой, а также процедуры его совершения – точно такие же, как после пробуждения, о которых газета «БШ» уже рассказывала.

Кстати, дотрагиваться «грязной» рукой до омытой запрещено. Если это случайно все же произошло, надо тщательно вытереть руки и совершить омовение рук снова. Точно так же следует поступить в том случае, если одной струей воды не удалось омыть всю кисть целиком.

 

За чей счет?

Однажды рав Исраэль Салантер вместе с несколькими учениками гостил в доме своего друга. Ученики очень удивились, заметив, что, омывая руки перед едой, рав Исраэль вылил минимально допустимую меру воды, а не рекомендованную. Когда его спросили, почему он это сделал, он ответил:

– Должно быть, вы не видели того, что видел я.

– Чего же мы не видели? – спросили ученики.

– Вы не видели, кто приносит воду в дом. Я заметил, что это делает двенадцатилетняя девочка. Она набирает воду во дворе, а потом несет ее в дом. Чем больше воды мы потратим на исполнение мицвы, тем больше работы будет у бедной девочки. Я предпочитаю соблюдать мицвот за свой счет, а не за счет других людей. (По книге Дова Каца «Движение мусара».)

 

Исключения

Бывает такое, что поблизости нет воды, чтобы омыть руки. В этом случае мудрецы предписывают путнику идти за водой для нетилат ядаим вперед до восьми тысяч локтей (около 4 км), а назад – до двух тысяч локтей (около 1 км). Но если он опасается, что закончится время молитвы или он не успеет помолиться с общиной, то не должен искать воду. В таком случае достаточно вытереть руки чем-нибудь очищающим, например, салфеткой – лучше всего всю кисть руки до запястья, как ладонь, так и тыльную сторону руки.

В некоторых случаях – например, в дороге, – когда для омовения рук нет воды, можно, приступая к еде, обернуть руки салфеткой или надеть на них перчатки.

По материалам сайта chassidus.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × два =