Два колеса – и куча проблем

Два колеса – и куча проблем - Даже очень автомобильная Германия стала предпочитать велосипеды

Олега Котова

Даже очень автомобильная Германия стала предпочитать велосипеды

Велосипедистам всё неудобнее кататься по улицам областного центра

По неофициальным данным, количество велосипедов в Биробиджане за последние два года достигло нескольких сотен. С открытием летнего сезона оседлать двухколесных коней хотят все больше людей, желающих активно проводить время на свежем воздухе. Впрочем, в областном центре велосипед стал не только средством развлечения и занятий спортом, но и альтернативой автомобилю – на нем проще ездить по делам или на работу. 

Тем временем с каждым годом в Биробиджане становится больше примерно на сотню и автомобилей. Уже сейчас специалисты-дорожники и сотрудники ГИБДД ЕАО отмечают, что транспортная нагрузка на дороги областного центра увеличилась  в несколько раз. Это сказывается и на скорости износа дорожного покрытия, на пропускной способности проезжей части дорог. 

По большому счету Биробиджан давно в полной мере не отвечает требованиям городского транспортного потока, он за ним просто не успевает. К движению же большого количества велосипедов, их цивилизованной езды по дорожным правилам областной центр практически не приспособлен.

 — Так получилось, что многие дороги и улицы областного центра не подготовлены для движения велосипедов,  — рассказывает специалист отдела пропаганды ГИБДД УМВД по ЕАО Елена Титоренко. – Хотя в ПДД велосипедисты прописаны как полноценные участники дорожного движения и на них распространяются все связанные с велосипедами правила и наказания за нарушения, все же у многих сложилось мнение, что велосипеды – это больше развлечение, соответственно, и отношение к ним как к второстепенным, незначительным участникам дорожного движения. Может, именно поэтому мы каждый год фиксируем определенное количество ДТП с участием велосипедов.  В основном это так называемые «капотные» аварии, которые чаще всего случаются на пешеходных переходах. 

Тут показательна такая  цепочка событий: увеличение числа велосипедов в Биробиджане не ведет за собой повышения уровня соблюдения велосипедистами  ПДД. В частности, соблюдения правила, согласно которому велосипедист через пешеходный переход должен перемещаться спешившись и ведя свой велосипед рядом, а не проносясь на нем, практически не снижая скорости. Штраф за такое нарушение предусмотрен, и не слишком малый – 800 рублей. Но бог с ним, со штрафом. Это не самая большая неприятность, с которой может столкнуться велосипедист-нарушитель. Поскольку он к «зебре» приближается быстрее, чем простой пешеход, то  у водителей автомобилей есть меньше времени среагировать на его перемещение. В результате часты столкновения, в которых велосипедист оказывается на капоте автомобиля.

Нарушения велосипедистами правил дорожного движения в этом году стали фиксировать уже с 28 марта, когда на улицах появились первые велосипеды. Пока зафиксировано 35 нарушений, но это в два раза больше, чем в прошлом году. Основные нарушения – движение велосипедистов моложе 14-ти лет по проезжей части дороги. 

Конечно, и мэрией города, и ГИБДД по ЕАО определены места Биробиджана, безопасные для катания на велосипедах, например пешеходная зона «Арбат», территория городского парка культуры и отдыха, участки возле стадионов ДСМ и «Дружба», городская набережная. Но чтобы до них добраться, многим горожанам нужно порой пересечь город, но как – пешком, ведя велосипед рядом, или все же верхом на нем, по малоприспособленным участкам трассы и тротуаров?

 — Велосипедный транспорт в Биробиджане не имеет такого решающего значения, как, скажем, в Китае или в Германии, где для его движения предусмотрены целые улицы и кварталы, – комментирует ситуацию первый заместитель мэра Биробиджана Сергей Солтус. – Ведь город изначально строился без расчета на интенсивное велосипедное движение, и прогноза на его увеличение не было никакого. Многие владельцы жалуются, что, хотя в правилах дорожного движения и написано, что велосипедист может двигаться по краю проезжей части в случае необходимости, дороги в этих участках никак не разграничены разметкой и обозначениями, нет и соответствующих дорожных знаков. 

Автомобильный поток в Биробиджане уже сейчас порой такой плотный, особенно в выходные дни, что не хватает проезжей части, образуются пробки. Дорожных резервов в городе тоже очень мало, вот сейчас перекрыли на ремонт старый автомобильный мост, и машины будут двигаться единственным оставшимся  обходным путем, что чревато заторами. Если мы и сделаем на проезжей части участки для велосипедов, то только за счет сокращения площади самих дорог в городе — они станут уже, их пропускная способность снизится, поскольку автомобилям двигаться по ним придется с меньшей скоростью. Как результат – увеличение пробок, аварийных ситуаций. 

Понятно желание велосипедистов с удовольствием и в безопасности пользоваться своим транспортом, отрадно, что многие горожане выбирают экологически чистый велосипед как способ активно и с пользой отдыхать, как замену автомашинам. Но если планировать все как должно, а не по принципу «вынужденности», то удовлетворение всех желаний как велосипедистов, так и автомобилистов потребует кардинальной переделки всей дорожной сети города. А на это у муниципалитета, как все понимают, нет средств, это требует больших затрат времени и ресурсов.

На минувших выходных в городском парке культуры и отдыха полушутя-полусерьезно велосипедисты областного центра даже обсудили, какой велосипед наиболее удобен для движения по улицам Биробиджана – классический или горный? Сошлись во мнении, что все же горный – с усиленной подвеской и вообще более прочный.  По мнению большинства, это «самое то» для городских колдобин, неудобных тротуаров, бордюров, грунтовок…

 — Можно смеяться и иронизировать, но дорожная проблема для велосипедов в Биробиджане сейчас такая же, как и для автомобилей, – рассуждает биробиджанец Дмитрий Чуркенов, велосипедист со стажем, увлекший велоспортом всю свою семью. – Дорог не хватает, а тех, что имеются, либо мало, либо они в скверном состоянии. По большому-то счету двигаться на велосипеде можно от пятачка к пятачку, разорванным маршрутом, выбирая наименее загруженные машинами участки, например по улице Пионерской, части набережной. Покататься с семьей, с детьми где-то вне города тоже не вариант – таких безопасных зон у нас нет, а двигаться вдоль проезжей части федеральной трассы рискованно, что бы там ни говорили… Для меня велосипед еще и отличный способ добраться летом на работу, но добираться приходится с проблемами, порой и нарушая ПДД.

— Велосипедов стало очень много, и все они ездят там, где теперь и пешеходу не ступить,  — делится мнением жительница Биробиджана Вера А. – На выходных нижняя дорожка городской набережной бывает прямо заполнена велосипедами, гулять там очень неудобно, городской парк тоже популярное место для велоспорта. А там ведь гуляют с детьми, а велосипедисты порой не очень–то сдерживаются в скорости, разъезжая по парковым тротуарам. 

В нынешних условиях велосипедистам приходится самим обеспечивать свою безопасность; соблюдая дорожные правила и меры индивидуальной защиты, настоятельно рекомендуется ездить на велосипеде в шлеме, а при движении по проезжей части в темное время суток необходимо снабдить свою одежду и  велосипед светоотражающими устройствами – фликерами, так называемыми катафотами. Например, очень популярны сейчас среди любителей велобайков светодиодные огоньки, прикрепляемые на обода колес. При вращении образуется светящийся круг, который трудно не заметить движущемуся в темноте автомобилисту. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *