Двойной Шолом

Двойной Шолом

Олега Черномаза

Памятник классику еврейской литературы Шолом-Алейхему был установлен в начале улицы его же имени в год 70-летия ЕАО.

Как рассказывает биробиджанский художник Владислав Цап, идея воздвигнуть в областном центре памятник еврейскому писателю впервые возникла еще двадцать лет назад. Тогда даже объявили конкурс проектов, однако средств на установку монумента в бюджете области так и не нашлось.

Вернулись к этой идее в 2002 году, в конкурсе макетов вновь участвовали художники из разных городов. Хабаровчане предлагали изобразить Шолом-Алейхема держащим на ладони маленького человека, а московский скульптор Юрий Чернов собирался повторить свою же работу — памятник писателю, который находится в Москве на Малой Бронной. В итоге для воплощения выбрали проект биробиджанского автора   Владислава Цапа.

— Памятник отливали в Китае из бронзы, — рассказывает Владислав Цап. — И вообще-то у него два автора: не только я, но и китайский художник Чуй Юйгуй — он сделал формовку. А подарил эту скульптуру областному центру китайский город Цзямусы. Всего в России памятников еврейскому писателю два: в Москве и в Биробиджане.

Статуя Шолом-Алейхема, на пьедестале которой изображены герои  его произведений, появилась в Биробиджане в 2004 году. А в 2010-м была выпущена почтовая марка, посвященная ЕАО. На ней изображены три символа центра автономии: сопка, железнодорожный вокзал и памятник писателю.

Памятник — объект, составляющий часть культурного наследия страны,  народа — так трактуется это слово в российском энциклопедическом словаре.

Наверное, не стоит пояснять, от какого корня происходит слово «памятник». Пока мы помним, пока сохраняем память о своем и нашем общем прошлом — мы остаемся людьми.

Есть такая дата в календаре, появившаяся почти тридцать лет назад — Международный день памятников и исторических мест. Другое ее название — День всемирного наследия. Но как бы этот день ни назывался, цель у его учредителей одна — напомнить о том, что свое историческое наследие мы должны беречь и сохранять для будущих поколений.

Как же сохраняем  и бережем мы, жители области, свои памятники и исторические места?

Что оставим в наследство

Как сообщили в управлении культуры областного правительства, на территории ЕАО числятся два памятника федерального значения, 23 — регионального и 51 памятник местного значения

Именно числятся, то есть занесены в списки охраняемых объектов культурного наследия. А есть, оказывается, и такие памятники, которые ни в каких реестрах не значатся. Это в основном те, что появились в последние годы — памятники Шолом-Алейхему и первостроителям ЕАО, танку «ИС-3″…

Десять лет назад, в 2002 году, Государственной Думой был принят важный и нужный закон — «Об объектах культурного наследия» (памятниках истории и культуры народов России). И почти все эти годы закон не работал, так как подзаконные акты к нему появились лишь в прошлом году.

Но даже при наличии этих актов не так-то просто внести памятник в реестр, оформить на него паспорт. Необходимо, чтобы его оценил и дал свое заключение специалист-эксперт. А такие специалисты по оценке памятников имеются лишь в Москве и Санкт-Петербурге и стоят их услуги недешево.

Есть в области и свой закон «Об объектах культурного наследия». Но средств на охрану этих объектов и поддержание их в надлежащем виде выделяется настолько мало, что закон почти не работает. Нет и нормативной базы к нему.

С мертвой точки удалось сдвинуть реставрацию двух памятников на сопке Июнь-Корань — к 90-летию Волочаевской битвы были приведены в порядок захоронения, провели внешний ремонт здания музея, построили часовню в память об убиенных. Памятники в Волочаевке являются памятниками федерального значения, но и на их полную реставрацию средств все равно не хватает.

Как не хватает их и на поддержание в порядке архитектурных памятников, к которым относится здание издательского дома «Биробиджан». В каком оно ужасном состоянии, знают многие биробиджанцы, хотя это — памятник архитектуры регионального значения, а значит, охраняется законом.

В юбилейном году Биробиджан пополнится новыми архитектурными памятниками, которые возьмет под охрану местная власть. Это здания мэрии  и жилого дома рядом с ним, кинотеатра «Родина», Дома культуры и универмага.

Почти в каждом городе, поселке, селе есть памятники погибшим на войне землякам. Содержатся они на средства местных бюджетов. Побелить, покрасить, привести в порядок оградку — на это силы и средства еще находятся. Но часть памятников нуждается в серьезной реставрации, а на это средств в скромных бюджетах поселений уже не достает.

В 90-е годы в Валдгейме был установлен бронзовый бюст легендарному Владимиру Пеллеру. Когда возникла угроза вандализма, бюст перенесли в музей. Сейчас музей находится в другом помещении, и большой памятник там просто не помещается. Районные власти решили его переплавить, чтобы уменьшить габариты. А не лучше ли вернуть бюст на прежнее место, в центр села?

В областном управлении культуры охраной памятников занимаются два специалиста. В районах это дело ведется в основном по остаточному принципу — к нему привлекают общественные ветеранские организации, школьников. При таком подходе мы можем и не сохранить для потомков наше культурное наследие. А если и сохраним, то им, нашим внукам и правнукам, придется долго приводить это наследие в состояние культурности.

Я не узнаю вас в гриме

Скрипач у фонтана на Театральной площади — скульптура, любимая не только биробиджанцами, но и гостями города. Кажется, в любое время года можно заметить здесь людей, жаждущих сфотографироваться с бронзовым музыкантом. Правда, мало кто знает, что эта фигура на главной площади города могла и не появиться…

Скрипача планировали поместить возле биробиджанской еврейской общины «Фрейд», но оказалось, что необходимо чем-то закрыть распределительную будку у фонтана. Тогда-то и возникла идея отвлечь внимание от технического сооружения интересным памятником. Так еврейский музыкант и занял свое нынешнее место, а на маленькую дверь с рисунком-«черепушкой», которая таится у него под ногами, никто не смотрит.

С памятниками на Театральной площади связана и еще одна занимательная история. На центральной аллее, ведущей к зданию филармонии, как известно, установлены колонны, а на них шесть древнегреческих муз — покровительниц искусств и во главе их — Аполлон. Однако до того, как занял свое место Аполлон, его «подменил» совсем другой персонаж. Скульптуры отливали в Китае, но там что-то перепутали и прислали в Биробиджан точную копию известнейшей работы великого Микеланджело — «Давида». С одной только разницей: обнаженного героя специалисты «приодели». Так предводителем древнегреческих муз оказался ветхозаветный еврейский царь…

Первым нестыковку заметил биробиджанский художник Владислав Цап, он-то и начал звонить по инстанциям. Но убедить проектировщиков в том, что допущена ошибка, удалось не сразу. К  теме обратился журналист Виктор Горелов, и только после того, как была опубликована его статья, взялись за восстановление исторической справедливости. Так приехавший из Китая Аполлон занял свое законное место.

Памятники напоминают

Сколько в Октябрьском районе памятников? По данным районного Совета ветеранов — более 20. Большинство  из них было установлено в 60-80-е годы прошлого века  в   честь воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Но есть и такие, которые напоминают о  подвиге пограничников, служивших на местных заставах  в то грозное время.

22 августа 1969 года  постановлением  Совета Министров РСФСР  заставе «Союзная» было присвоено имя  Ивана Федько, награжденного Звездой Героя Советского Союза посмертно. Он погиб в 1945 году при штурме японского пограничного поста. В 2004 году в присутствии   земляков героя из уральского города Коркино был открыт его  барельеф  работы хабаровского скульптора Валентина Медведева. В Амурзете есть улица имени Федько. А в парке культуры и отдыха  районного центра  в 2010 году был установлен   бюст пограничника, изготовленный в Китае.

Еще два знака —  большой  камень в память о жертвах политических репрессий  1937-1953 годов в Амурзетском парке  и  щит с надписью «Здесь была переправа  164 дивизии 1 Дальневосточного фронта, август-сентябрь 1945 года»  на берегу Амура  между селами Нагибово и Садовое  — были установлены по инициативе  местного  краеведа  Николая Тимченко.

О временах более давних — посещении бывшей Екатерино-Никольской казачьей станицы цесаревичем Николаем — с осени прошлого года рассказывает единственный  в районе памятник историко-религиозного значения — Поклонный крест (на снимке). Он установлен  в старом сельском парке на  вершине холма, где прежде стояла церковь.

Зачем нужны памятники? Затем, чтобы люди не забывали об истории своей страны. И хорошо, что в маленьком Октябрьском районе благодаря им   есть  о чем и о ком  помнить.

Казаки и Ленин

В селе Ленинском за последнее десятилетие появилось три  памятника, посвященных казакам-первопроходцам

Две безымянные скульптуры изображают первых поселенцев на берегах Амура. В центре села — казак в папахе отдыхает сидя, опершись рукой на рукоять шашки. На этой же улице — вторая фигура казака, но уже с верным спутником дальних походов — конем.

У здания историко-краеведческого музея установили еще один памятник — русскому государственному деятелю, генерал-майору, организатору экспедиций по Амуру Михаилу Семеновичу Корсакову (на снимке). В его честь была названа станица Михайло-Семеновская в 1858 году и носила это имя почти семьдесят лет.

В райцентре есть памятник и человеку, чье имя сейчас носит село. Владимир Ильич гордо возвышается на главной улице, тоже названной в его честь.

Через площадь — обелиск в честь воинов, павших на полях сражений в Великой Отечественной войне. В дни торжеств сюда приходят жители села возложить цветы, памятники казакам посещают благодарные потомки и молодожены. К Ленину же приходят немногочисленные коммунисты — провести митинг и отметить очередную годовщину со дня его рождения.


Страницу подготовили: Надежда ГРИШИНА, Анна ДУБИНСКАЯ, Илья ЛИПИН и Ирина МАНОЙЛЕНКО. Фото Ефима ВЕПРИНСКОГО, Олега ЧЕРНОМАЗА и с сайта еао.ru

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *