Двухколесная опасность

Двухколесная опасность

Анатолия Клименкова

Едва сошел последний снег и подсохли проезжие части дорог, в ЕАО начался мотоcезон. Сотрудники ГИБДД поневоле напряглись…

Проблема вернулась  — с начала сезона езды на мопедах и мокиках существенно вырастает опасность совершения ДТП на дорогах автономии. Законодательство по поводу роли двухколесного мини-транспорта до сих пор ничего внятного сказать не может, хотя предложение об определении «статуса» мопедов на дорогах страны вносилось ГИБДД не раз.

— В правилах дорожного движения так и не определено четко, к какому типу транспортных средств можно отнести современные мопеды и мини-мокики,  — поясняет специалист отдела пропаганды ГИБДД УВД ЕАО Анастасия Озякова. — Там сказано, что мопед — это транспортное средство, как правило, двухколесное, с объемом двигателя не более 50 кубических сантиметров, развивающее скорость не более 50-ти километров в час. На деле статистика показывает, что мало какой из современных гоняющих по дорогам области и Биробиджана мопедов соответствует этим требованиям. То есть эту формулировку можно признать устаревшей, не соответствующей реальной ситуации.

Действительно, сейчас некоторые магазины областного центра, занимающиеся продажей мототехники, выставили свой новый ассортимент двухколесных транспортных средств. И большинство из них хотя и декларируются на таможне и заявляются к продаже как малолитражные мопеды, таковыми не являются, по мощности и объему двигателя приближаясь скорее к мотоциклам. Продавцам же невыгодно сообщать об этом покупателям -ведь им тогда придется учиться вождению, сдавать экзамены, оформлять права на такой мотоцикл. Стоит ли вообще его в таком качестве покупать?

За прошлый год, с марта по ноябрь, в области и областном центре произошло 136 ДТП с участием мопедов, в которых погибло три человека и пострадало 145, получив различные травмы, во многих случаях серьезные. Сейчас, когда за зимнее время навыки управления мопедами у водителей немного притупились, а погонять людям уже хочется, инспекторы ГИБДД полны тревожных ожиданий. Мопедистов на дорогах можно было заметить еще в феврале, и пока они не натворили ничего трагического. Хотя при нынешнем уровне отношения их к движению на дороге — это вопрос времени.

Ведь водители мопедов до сих пор остаются «уникальной» категорией участников дорожного движения — их практически невозможно наказать за нарушения! На вождение мопеда не нужны права, не нужна регистрация его как транспортного средства в ГИБДД, не нужны государственные номера — следовательно, никто не будет требовать от водителя знания ПДД. Чем они активно пользуются.      Госавтоинспекторы отмечают, что нет на дорогах области более недисциплинированных и неграмотных в плане знания ПДД водителей, чем обладатели мопедов. Зачастую ездят эти верткие мокики по улицам на большой скорости, практически постоянно создавая опасные ситуации. В случае превышения скорости таких гонщиков ГИБДД даже не рекомендуется догонять — слишком велик риск ДТП, не дай бог, спровоцируешь аварию, напуганный мопедист врежется куда-нибудь, не справившись с управлением! Мерами индивидуальной защиты такие ездоки тоже пренебрегают — очень часто можно увидеть водителя, гоняющего даже без шлема на голове, а о таких настоятельно рекомендуемых ГИБДД защитных средствах, как наколенники и налокотники, и думать не приходится. А ведь водители таких открытых транспортных средств, как мотоциклы и мопеды, остаются самыми незащищенными на дороге!

— Наказать рублем нарушителя-мопедиста тоже не получается,  — говорит Анастасия Озякова,  — согласно закону, штраф за практически любое нарушение ПДД водителем мокика или мопеда не превышает двухсот рублей! Это не может напугать водителя, таких штрафов накопилось очень много, люди просто не считают нужным такую мелочь оплачивать. За вождение мопеда в нетрезвом виде штраф чуть больше — от трехсот до пятисот рублей. Тоже, согласитесь, не шокирующая сумма, заплатив которую, стоит задуматься о своем поведении на дороге. В прошлом году случилось просто безобразное, с точки зрения ответственности, ДТП с участием мопеда. В одном из микрорайонов города молодая женщина, будучи в нетрезвом состоянии, взяла с собой в качестве пассажира двухлетнего (!) ребенка и поехала на мопеде в магазин. Само собой, не справилась с управлением, упала, ребенок получил травмы.

Отдельный вопрос — родители, приобретающие своему чаду мокик в подарок. Хотя вождение мопеда разрешено с 16-ти лет, статистика показывает, что в таком возрасте подросток не может в полной мере контролировать себя при вождении и ситуацию на дороге. Он вряд ли осознает всю ответственность и обладает определенными способностями и достаточными навыками для самостоятельных поездок в городских условиях. Так что лучше несколько раз взвесить все «за» и «против», принимая решение о покупке такого, казалось бы, простого  и дешевого транспорта.

Сотрудники ГИБДД ЕАО еще раз обращаются к владельцам мопедов: будьте осторожны на дорогах! Не стоит доверяться обманчивому чувству свободы, скорости и безнаказанности, слишком часто они приводят к тяжелым последствиям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *