Джаз наш насущный

Джаз наш насущный - Михаил Червиц

из архива Ефима Вепринского

Михаил Червиц

Музыкальные специалисты считают, что джаз на Дальнем Востоке утвердили Биробиджан и Комсомольск

Этот факт отражен в материале «Эра биг-бэндов на Дальнем Востоке», опубликованном в хабаровском журнале «Словесница искусств». Автор текста — преподаватель Хабаровского института культуры и искусства Герман Печёрин. Статья использована с разрешения редакции.

По мнению Германа Печёрина, джазовая музыка на Дальнем Востоке развивалась во многом благодаря двум городам — Биробиджану и Комсомольску-на-Амуре. Причём история биробиджанского джаза наиболее «древняя» и своеобразная: 

«В 1934 году сюда (в Биробиджан — ред.) приехали выпускники театра-студии Михоэлса, чтобы создать в Еврейской автономной области национальный театр. А так как ему необходим был свой ансамбль или оркестр, вместе с молодыми актерами в Биробиджан приехали профессиональные музыканты… Постепенно их творчество переросло в первый джаз-оркестр, который окончательно сформировался в 1938 году. В числе его музыкантов была также и Хая Борисовна Эпштейн. Вообще владеть духовым инструментом — редкий дар для женщины. Хая Борисовна им обладала. Она играла на трубе и даже воспитала своих учеников. Творчество этих людей активно продолжалось вплоть до начала Великой Отечественной войны».

«Музыкальная пауза» в биробиджанском джазе затем продлилась практически десятилетие. 

«В начале 50-х годов в Биробиджане снова появился эстрадный ансамбль, работавший в городском кинотеатре и исполняющий легкую музыку перед сеансом», — сообщает со своих страниц хабаровский журнал.

02Коллективы 60-х годов почти не оставили следа в музыкальной культуре нашего города. Наиболее заметным среди них считался оркестр в ресторане «Восток» под управлением Германа Сотникова. В его репертуар входили произведения Дунаевского, Людвиковского, Саульского, Кожевникова. Но автор избегает называть эти коллективы джазовыми, применяя термин «коллективы эстрадных направлений». Настоящими джазовыми коллективами в 70-х годах, считает Г. Печёрин, становятся джазовый ансамбль с былинным названием «Сказ», биг-бэнд и джазовый оркестр «Диксиленд» под управлением Владимира Казько, ныне преподавателя Биробиджанской районной детской музыкальной школы (Валдгейм). 

«Еврейская музыка в их исполнении была особенной, неповторимой, а джазовые произведения и обработки песен советских композиторов отличались новизной звучания, — пишет Герман Печёрин. — В 1988 году «Диксиленд» выступил на джаз-фестивале в Хабаровске, после чего последовало приглашение на фестиваль джазовой музыки в Абакан. Через год участие в очередном фестивале в Хабаровске, а затем на всероссийском джазовом фестивале в Днепропетровске, ставшем вершиной творческой биографии как Казько, так и всех участников ансамбля. Но в силу разных объективных причин ансамбль на пике своего творческого взлета прекратил существование». Но об этом и судьбе ДВ-джаза вообще — ниже.

Не забыт хабаровскими музыковедами и Геннадий Богаченко — заведующий эстрадным отделением Биробиджанского колледжа культуры:

«Как музыкант Г. Б. Богаченко играл в оркестре «Дальний Восток» Хабаровска, гастролируя по всему Советскому Союзу. Работал 01в джаз-группе «Слайды» (Москва), участвовал вместе с ней в джазовых фестивалях в Тбилиси и Барнауле. Потом играл в оркестре радио и телевидения Киева, в оркестре Эдиты Пьехи, участвовал в международных джазовых фестивалях. Выступая с лучшими музыкантами мира, побывал с гастролями в США и Голландии… В 1987 году Богаченко создал биг-бэнд, в котором участвовали сильнейшие музыканты Биробиджана. Оркестр был организован на общественных началах и в силу объективных причин, к сожалению, просуществовал всего около года».

И всё же благодаря Г. Богаченко джаз, невероятно популярный в 1930–60-е и уже забытый к концу 80 — началу 90-х, получил возрождение в профессиональной среде, и центром возрождения вновь стал Биробиджан, считает музыковед и преподаватель ХГИИ Герман Печёрин. Правда, дальневосточные джазовые фестивали ныне предпочитают проводить в Хабаровске — поближе к современным концертным площадкам, массовой публике и «кузнице кадров» — Хабаровскому институту искусств и культуры. 

«Джаз, как и классическая музыка, — искусство элитарное… На подготовку джазового музыканта, как и академического, требуется десятилетие», — напоминает автор интереснейшего материала. Но в нелёгкие 90-е многие музыканты уехали с Дальнего Востока — кто на Ближний Восток, в Израиль, как Червиц. «Часть ушла в бизнес, многие уехали работать в Юго-Восточную Азию и уже не вернулись на дальневосточную сцену», — с сожалением отмечает автор. Остаётся сохранять то, что есть, в том числе — опыт, традицию. Но элитарное искусство не терпит дилетантского взгляда на себя — оно или гибнет, или вырождается и всё равно гибнет…

Обработка материала и подготовка публикации — Александр ВОТТОН.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *