ЕАО ждёт «пятилетка комфорта»

ЕАО ждёт «пятилетка комфорта» - Спортивная площадка у дома может выглядеть так...

Фото: liveinternet.ru; sport-gorodok.ru

Спортивная площадка у дома может выглядеть так...

А во что именно она воплотится — во многом зависит от самих жителей области

… а может и вот так

В двух населённых  пунктах ЕАО с весны этого года реализуется федеральный приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды». Он призван вовлекать граждан в принятие решений по благоустройству своих дворов и общедоступных зон отдыха, парковых зон, скверов, площадей, улиц. Для чего? Чтобы в итоге сформировать у них чувство ответственности по отношению к месту,где ты родился, живёшь, где растут твои дети.

Цель благородна. А насколько успешно она осуществляется? И не является ли столь многозначительный проект лишь краткой кампанией?

На вопросы «Биробиджанской звезды» отвечает Александр Корж, начальник управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области.

—        Александр Юрьевич, обустройство дворовых и спортивных площадок в Биробиджане, обновление площади Ленина в Теплоозёрске заметили многие местные жители. Кто-то из них знает о федеральном проекте, кто-то принял эту работу за подготовку к
80-летию Биробиджана. Дело хорошее. Но, вообще-то, подобные дела — прямая обязанность муниципалитетов. Стоило ли такому локальному и, по сути, повседневному делу, как обустройство дворов и спортплощадок, придавать федеральный статус?

—      Вообще, это идея «Единой России» — это её партийный проект по замыслу. То, что сделано и делается сейчас, — это первая часть проекта, в которой по условию участвуют административные центры и моногорода. В нашей области это город Биробиджан и Теплоозёрск, где градообразующим предприятием является цементный завод, дающий основное число рабочих мест и доходов, но в силу этого делающий местных жителей слишком зависимыми от состояния одного предприятия. Поэтому помощь ему, считаю, более чем оправдана.

—        Насколько велики объёмы средств, предусмотренных на реализацию проекта в стране, в Еврейской автономной области?

—      Средства колоссальные — более 25 млрд рублей в масштабах РФ, на наш регион — более 33 млн рублей из федерального бюджета плюс более пяти миллионов рублей из областного бюджета и небольшая (пропорционально к этому) доля местных бюджетов, плюс по замыслу, конечно, по согласованию и возможности –  финансовые средства самих жителей, изъявивших желание принять в данном проекте непосредственно личное участие. Основная идея проекта на данном этапе — не обновить и перестроить сразу всё и всюду, а сподвигнуть население поучаствовать лично в обустройстве общественных пространств по месту жительства инициативами, может быть, финансовыми средствами или непосредственным трудовым участием. Ведь что может быть ближе к каждому горожанину, чем двор его же многоквартирного дома или, скажем, сквер, парк под его окнами? Участие населения — условие и основная цель этой программы.

—        В чём конкретно может поучаствовать население?

—      Начиная от публичных слушаний, от разработки дизайна и эскизных проектов до внесения письменных предложений о желательных (или нежелательных) изменениях в малых архитектурных формах в их дворах! Можно в осуществление желания вложить свои деньги. Почему бы тут не подключиться предпринимателям? Они ведь тоже где-то живут, ходят по одним улицам с другими горожанами. Можно поучаствовать, повторюсь, личным трудом.

Сейчас во дворах мы в основном занимаемся асфальтированием дорожек и проездов, установкой уличного освещения, лавочек, малых архитектурных форм (детских городков, оборудованием спортивных площадок). Это те работы, на которые выделяются федеральные средства. Остальные деньги добавляют муниципалитеты, либо свою лепту может внести народ.

—        Представляя наши реалии, думаю, что активность населения очень сильно зависит от органов местного (территориального) самоуправления. Насколько эта активность проявилась в таком деле? И довольны ли помощью муниципалитеты?

—      Говоря откровенно, к моему сожалению, к сожалению для проекта, те два муниципальных образования, которые сейчас участвуют в формировании комфортной городской среды как пилотные территории, подошли к делу довольно формально, хотя средства практически освоили. Опять же тому есть объективные и субъективные факторы.

Во-первых, проект начался с марта текущего года. Сроки были настолько сжаты, что невозможно было провести нормально всю эту работу — не сугубо техническую, а прежде всего, работу с населением, морально подготовить к такому подходу (совместного обсуждения) и жителей городов, и муниципалитеты. Всё-таки практикующиеся публичные слушания в области строительства — это не совсем то… Во-вторых, надо было очень быстро разработать программы, провести конкурсы подрядчиков работ, начинать строить и успеть всё до октября — времени окончания первого этапа проекта. А тёплый сезон на Дальнем Востоке не самый длительный.

—        Какие из общественных пространств оказались самыми задействованными на этом этапе?

—      Дворовые территории. По Биробиджану было сложней потому, что заявок было больше — народ откликнулся! И столько много откликнулось, что всем помочь невозможно было — бюджет-то ограничен. Отобрали заявки на 24 дворовые территории, а по смете средств хватило… на 10 и на воркаут — уличную спортплощадку за областной филармонией. Но в связи с экономией средств смогли добавить одиннадцатый двор.

—        Вы сказали, что город Биробиджан отчасти подошёл к проекту формально. В чём это выразилось?

—      Не было пока «изюминки» в этой работе. Например, было предложение не просто благоустроить эти дворы, а использовать в их оформлении какой-то еврейский колорит — чего нет в других регионах. Это позволило сразу бы выделить Биробиджан из других дальневосточных городов.

—        Но может быть, жители каких-то микрорайонов, кварталов проявили недостаточно активности, что пришлось решать за них? Менталитет пока у многих такой. А может быть, чиновники посоветовались с активистами
ТОСов — они ведь тоже представляют народ, а тот на них рассчитывает?

—      И это, наверное, сказалось. Но ещё более творческому проекту требовалась и более детальная проработка. Здесь желателен к каждому объекту индивидуальный подход. И требуется больше времени, больше средств. Здесь нужно привлекать людей с художественным образованием, а не просто строительных рабочих, которые для турников-качелей трубы гнут и красят, как 30 лет назад. Но тогда бы мы в жёсткие сроки, установленные Минстроем РФ, точно не вписались и кому-то пришлось бы за «лишние» идеи отвечать. Вот такая неоднозначная ситуация.

Может быть, подобные задумки ещё удастся реализовать, продумав всё за зиму? Говорят, проект продлится и в 2018 году.

—        Да, решение о дальнейшей реализации данного проекта уже принято. На него отводится целая пятилетка — 2018-2022 годы. Мы в правительстве области все документы, которые нужно доделать, доделываем. Программа на пятилетку определит критерий и порядок отбора объектов и проектов их благоустройства, объём финансирования, который у нас будет в муниципалитетах.

—        И что ждёт муниципалитеты?

—      В программе на следующий год участвуют муниципальные образования с населением более 1000 человек. Сегодня, вместе с местным самоуправлением, мы все эти критерии прошли, описали, отобрали определённое количество муниципальных образований, которые уже практически завершили работы по инвентаризации дворовых территорий. Теперь они должны утвердить свои муниципальные программы, после чего мы начнём отбор конкретных дворов, где начнутся благоустроительные работы с 2018 года или позже — до 2022-го.

—        Будут ли пилотные территории — Биробиджан и Теплоозёрск — далее участвовать в «пятилетке комфортной среды»? На что могут рассчитывать райцентры, которые по статусу являются не городами, как Облучье, а сёлами?

—      Областной центр и моногород Теплоозёрск участвуют в программе ежегодно — пока эти правила игры не изменились. А другие — в соответствии с установленными критериями отбора: количество населения, уровень софинансирования и т. п. В 2017 году был такой момент: одна треть суммы, выделяемой федеральным центром, должна пойти на так называемые общественные пространства. Остальные две трети — на дворовые территории. В 2018 году это условие может применяться субъектом самостоятельно, решая отремонтировать на всю выделенную сумму дворовые территории либо общественные пространства.

Второй интересный момент — парки, их модернизация. Наши парки также  участвуют в рамках этой программы. Для них предусмотрены те же три основных источника средств, но пока нет методики их распределения. На очереди пока также стоит областной центр. Вместе с тем я считаю это несколько несправедливым. В той же Николаевке Смидовичского района (довольно крупное, по нашим меркам, и развитое село) немало делают для благоустройства, но выделить средства из федеральной программы по действующим правилам им нельзя — это не административный центр.

—        Насколько область готова ко второму этапу приоритетного федерального проекта «Формирование комфортной городской среды»?

—      «Нормативку», которую нам необходимо разработать, мы готовим. Проект соглашения, который Минстрой нам предлагает на следующий год, мы с губернатором А. Левинталем обсудили, согласовали. Сейчас согласовываем уровень софинансирования. Он, кстати, изменился. В 2017 году было 86 процентов федеральных средств и 14 процентов — средств субъекта Федерации. Со следующего года будет 90 процентов федеральных средств и 10 процентов региональных. Это и хорошо, и… плохо. С одной стороны, нагрузка на региональный бюджет снизится, с другой — мы сами меньше сделаем. Теоретически средства в проект регион может доложить. Сахалин, например, докладывает 100 процентов! Боюсь, дотационные территории пойдут по пути экономии своих средств. А бизнес к этому проекту пока никак не проявляет интереса.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать + 2 =