Эффективно работающее учреждение – как одна команда в руках умелого руководителя 

Эффективно работающее учреждение – как одна команда в руках умелого руководителя 

 Часто вижу, как сотрудники нашего центра увлеченно, что-то делают, задерживаясь на работе. Так бывает только, если человек не просто отрабатывает свои рабочие часы, а хочет творить и делать благое дело, – с таких слов начала рассказ  Наталья Шаталова.

Наталья Геннадьевна, Вы, наверное, и в школе всегда были активной девочкой?

Если вспомнить свое детство, то я могу сказать, что я была и в совете дружины пионерской организации, активно принимала участие в жизни школы. А вот в студенческие годы, я себя  не очень проявляла. Для меня на первом месте была учеба и те знания, которые давались по освоению профессии.

— То есть, лидером не рождаются? Им становятся при определенных обстоятельствах и условиях?

Если говорить о лидерских качествах руководителя, да – человек рождается с определенными задатками и харизмой. Но без навыков, которые приобретается в ходе профессиональной деятельности,  невозможно реализовать себя на том или ином посту и организовать  процесс. Все эти навыки приходят со временем. Я очень благодарна, что у меня была такая «ступенчатая» подготовка. Я работала  психологом, в школе-интернате села Валдгейм, и благодарна всему  педагогическому коллективу с которым мы успешно трудились, за то, что они заложили во мне любовь к профессии.

В моем понимание руководитель – это как головоломка  «кубик-рубика»: он многогранный, многоцветный, и обладает очень многими качествами. Говоря образно, способен, как тот кубик, по-всякому выстраиваться, и не ломаться!

— Вы правы – руководить таким центром без личного большого опыта психолога и педагога просто невозможно. Какой период Вы считаете самым сложным для себя?

— Непростым был период, когда Центр  переезжал из одного здания в другое – мы же не сразу заняли наше нарядное желто-оранжевое здание, было время, когда нам приходилось кочевать…. Кабинеты не были приспособлены для деятельности нашего Центра, для оказания психологической помощи и работы с молодежью. Но ничего – мы смогли организовать уютное место и начали выездную работу. Затем пришло время, когда сотрудники центра, молодежь и семьи, которые приходили к нам на консультации, начали  поднимать вопрос об условиях работы и приема. Да, это было не простое решение для всех  и быстро принятое. Но его поддержали и мэрия, правительство и губернатор в том числе. И как результат, в 2013 году мы уже мы зашли в новые стены после капитального ремонта, где все было продумано до мелочей. Уже пять лет прошло,  а время, словно на одном дыхании пролетело – скучать было некогда!

— Как я понимаю, деятельность Центра не ограничивается его стенами?

— Конечно. В муниципальных образованиях есть отделы молодежи,  специалисты которые занимаются молодежной политикой, и благодаря им мы организуем нашу работу. Через них проводятся различные областные акции, молодежная, семейная, патриотическая и другая деятельность.

Фото их личного архива Натальи Шаталовой

То же самое по деятельности волонтерских корпусов: у нас в ЕАО 53 волонтерских корпуса, которые действуют на базе образовательных учреждений, домов культуры, даже колонии для несовершеннолетних. То есть, у нас множество молодых единомышленников. Самое главное тут – выстроить систему взаимодействия и определиться с единым планом для организации разнообразной работы с молодежью. И  работать слажено как единый механизм, где все его части действуют как команда, только так можно эффективно вести все это дело. У нас есть и бизнес-партнеры для работы, и партнеры – физические лица. Готовя работу по какому-либо направлению, наши специалисты  уже знают свою целевую аудиторию. 

— Расскажите о новом проекте – «Одаренные дети». Он себя уже как-то зарекомендовал в нашей области?

— В  Федеральном законе от N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 77  прямо прописано, кто из ребят попадает под определение одаренных  детей. Это дети, которые имеют значительные творческие достижения или достижения в учебе, лауреаты предметных олимпиад  высокого уровня. Есть  специальный реестр, с банком данных. Наша задача – проводить разные интеллектуальные игры, тренинги с этими детьми и их родителями. Потому что одаренным быть – это одно, а как продемонстрировать свой дар миру, успешно заявить о себе – это другое.

По инициативе президента РФ Владимира Путина в Сочи создан центр для одаренных детей «Сириус». Там в виде выездных смен для детей, по примеру смен для школьников в детских центрах отдыха, воплощаются в течение года различные программы поддержки талантливых детей. Мы сейчас ставим для себя задачу, чтобы  у ребят из ЕАО тоже была возможность участвовать в таких целевых сменах.  Но для нашего центра это новое направление — работа с одаренными детками означает  новый профессиональный рост и множество перспектив.

А на данный момент?

— Наши специалисты занимаются отправкой делегаций детей в  международные и всероссийские детские центры – «Океан», «Артек», «Смена», «Орленок». Если даже по чистой статистике брать – это большой прорыв. До 2013 года отправить от области порядка 200 детей в «Океан» и десяток человек в ВДЦ «Орленок» – это был предел. Сегодня ЕАО отправляет  тысячи человек ежегодно во все эти детские центры. Смены в этих лагерях всегда тематические и очень разные, и соответственно этому формируются специальные группы из школьников. У нас область маленькая, что дает возможность ребятам побывать в разных лагерях. 

— Как Вы определяете, какие новые проекты и программы создавать в вашем центре?

Это наша общая работа. Есть проекты долгосрочные, которые рождены давно, но не теряют своей актуальности, например, такие как Общественная приемная «Доверие», и «Волонтеры 21 века», многие другие. Есть проекты, ограниченные по времени, но от этого не менее емкие и необходимые людям. Например, наш центр  выигрывал грант на замечательный, придуманный проект «Счастье внутри» – он был направлен на работу с беременными женщинами, находящиеся в трудной жизненной ситуации и на популяризацию семейных ценностей.

Интересный профессиональный опыт в этом деле рождает и другие проекты. В 2018 году мы придумали «Энциклопедию современного родителя». Ее тематика расписана на сайте Центра. Желающие проходят регистрацию и приходят в центр, мы не отказываем никому. Свою задачу со специалистами мы определили так: давать родителям знания о взаимоотношениях со своими детьми, молодым поколением, жизненные подсказки не просто в виде лекции в аудитории, а в практической, интерактивной  форме, в виде квестов. Привлекаем и молодежь, которая  инсценирую ситуации различные, доносят  до родителей то, что считают, они должны услышать и понять.  

— Вы занимаетесь полезным делом для  тысяч детей, подростков, молодежи. Но у Вас есть и свои дети – дочь и сын.

Дочери Александре 18 лет, она окончила школу, и поступила в наш медицинский колледж. Выбор будущей профессии был ею сделан еще в девятом классе. Сыну Мише десять лет. Я бы не сказала, что каждый из моих детей – образец некоего идеального ребенка, да и нужно ли это любящим родителям? Они  просто мои любимые  и потому самые лучшие дети  на свете!

— Хватает у Вас на них времени на собственный отдых с такой активной работой? А на воспитание своих детей? Какая Вы мама?

У нашей семьи свой дом и участок в пять соток земли. Там у нас и клубы с цветами, и овощи в небольшом количестве, и теплица. Я  обожаю вечером их поливать, ухаживать за растениями, подрезать. При этом  отдыхаю…

А мама я не строгая, вопреки, казалось бы, моей ответственной педагогической работе. Но я знаю, когда надо настоять на своих требованиях и убедить своих детей их выполнять. Хотя, когда дети порой  подходят с умилительным взглядом –  не могу долго противостоять. Они знают об этом, и иногда пользуются таким детским  немудрящим приемом, маленькие хитрецы… Но я действительно их очень люблю. Как же можно иначе?


Беседовала Лилиана КАРАСЁВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять − 5 =