«Экологический катехизис» для поколения NEXT

«Экологический катехизис» для поколения NEXT - На фото из архива автора: экологическая акция Транснефти в Биробиджане.

На фото из архива автора: экологическая акция Транснефти в Биробиджане.

«Будущее за экологией и экологическими профессиями. Но профессию эколога еще предстоит сделать уважаемой, престижной и самое главное — честной».

Эта фраза прозвучала в качестве итога работы международного экологического форума в Биробиджане, проведённого на базе ПГУ имени Шолом-Алейхема в рамках Года экологии.

Войны в чистом поле

Областной вуз обеспечил хорошую базу для развёртывания дискуссионных площадок и секций. Все участники форума могли там высказать своё мнение по основным вопросам: какой быть в будущем профессии эколога, и насколько она будет востребована? Как сейчас следует воспитывать молодое поколение, и сколько может пройти времени, прежде чем изменится нынешнее «неэкологическое» сознание людей?

Как отметил выступивший в начале форума директор ИКАРП ДВО РАН Ефим Фрисман, человек и природа всегда находились в некоем антагонизме: живая природа не может жить и развиваться без видового разнообразия, а человек в своем развитии ищет для себя все большего комфорта, приводя окружающую среду в удобное ему единообразие.

— Как пример приведу обыкновенное поле, — пояснил Ефим Яковлевич. —  На нём, в его нетронутом виде, произрастает множество видов растений, как полезных человеку, так и тех, которые он посчитал бы сорняками. Но это естественное природное разнообразие. И вот человек очистил это поле от растительности, вспахал его, засыпал удобрениями и гербицидами. И вырастил на нем единственный вид — пшеницу, которая раньше на этом поле не росла. Вырастил для своего употребления и комфорта, уничтожив естественное многообразие видов на небольшом участке…

Дальнейшее существование человека на планете, по словам Ефима Фрисмана, как раз и зависит от того, удастся ли ему прекратить эту экологическую войну с окружающей средой. Дело за поиском новых решений, взаимовыгодных компромиссов с природой, а для этого нужно многое поменять, прежде всего в сознании людей.

Жизненно необходимая… утопия?

Как отметила в своём докладе и последующих выступлениях одна из гостей форума – доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Надежда Христофорова, сейчас делаются активные попытки к перестройке и изменению этого самого человеческого сознания в более позитивную сторону. Особенно это влияет на молодое, подрастающее поколение, которое все четче осознает, что дальше именно им жить на этой земле и в дальнейшем только от них зависит, какой она будет – пригодной для жизни в гармонии и компромиссе с природой или отравленной и загаженной пустошью.

Но не говорим ли мы в этом случае пусть о жизненно необходимой нам, но… утопии? И переделка мира под себя — лишь способ существования человека разумного?

—      Задумываться об экологических проблемах люди стали не так давно, и поэтому это еще не набрало достаточную инерцию, — рассказывала на форуме Надежда Константиновна. – В послевоенные годы активно шло развитие многих стран мира, их индустриализация, рост промышленности, освоение земель, природных богатств, внедрение новых технологий… До 1972 года мир, а особенно тогдашний СССР, не знал проблем с экологией. Точнее, не хотел о них знать, не принимал всерьез. Но в 1972 году состоялась так называемая Стокгольмская конференция – первая конференция ООН по вопросам окружающей среды. На ней были подняты накопившиеся экологические проблемы, которые уже нельзя было игнорировать. Но представителя от СССР в Стокгольме на ней не было, ведь считалось, что проблем с экологической ситуацией в Союзе не существовало. Как показала дальнейшая практика, это было совсем не так…

Экологически осмыслить себя

Сейчас делаются первые шаги (в первую очередь, в сфере образования) к изменению сознания людей в сторону их экологического восприятия окружающей природы и её ресурсов.  Немало внимания уделяется практическим занятиям школьников на природе, природоохранным акциям. По мнению Надежды Христофоровой, повсеместная и планомерная система экологического воспитания и образования должна затрагивать все возрасты и слои населения. А уж системе перманентной экологической подготовки и переподготовки учителей в школах нужно уделять особое внимание.

— Нужно формирование такого мировоззрения, которое позволяет человеку осознавать себя естественной составляющей того мира, в котором он живет, элементом окружающей природы, от состояния которой зависит его благополучие, – считает профессор. — Любой гражданин страны должен обладать таким набором экологических знаний, чтобы его поведение было экологически осмысленным. То есть каждый человек, вступая в жизнь, должен обладать определенным экологическим, если хотите, катехизисом — естественно и просто воспринимаемыми правилами, заповедями, убеждениями. Звучит громко, но думаю, вполне можно сравнить с библейскими заповедями – не убий, не укради… Не навреди природе.

В этом ключе, очень характеризующем основную тему форума, был доклад доктора биологических наук, профессора Благовещенского дальневосточного аграрного университета Светланы Сандаковой. Она рассказала о природосообразном воспитании кочевых народов Центральной Азии и Дальнего Востока.

Для многих из них издревле было свойственно восприятие окружающей природы, как живого организма, человек в котором – только его часть, а не главное звено, которому все должно подчиняться. Не навреди месту, в которое пришел жить, не бери у природы больше, чем можешь употребить, не оставляй после себя вреда и разрушения. Эти основные принципы кочевые народы исповедовали всегда, перенося из поколения в поколение как непременный аспект воспитательного процесса молодежи. Позже эти природосообразные заповеди проявились в религиях кочевых народов, таких как бурханизм (поклонение духам местности) и тенгрианство (поклонение Небу), и также нашли свое отражение в появившемся позднее буддизме…

На экологическом форуме, работая на многочисленных тематических секциях, многие специалисты-педагоги из ЕАО, Амурской области, Хабаровского и Приморского краев  рассказывали о своем опыте и методиках экологического образования в школах и других учебных заведениях. Многие сошлись во мнении, что очень сильное образовательное и воспитательное воздействие имеет вовлеченность школьников в процесс познания природы на примере туристических походов, экскурсий по экологическим тропам, экологических субботников и общественно-просветительских акций с участием детей. Так мало-помалу у них формируются основы нового восприятия природы – не с позиции потребления и игнорирования последствий губительного воздействия на нее, а с позиции гармоничного сосуществования с ней и уважения.

На итоговом круглом столе по обмену опытом по организации экологического воспитания, образования и просвещения любопытный и острый вопрос подняла доктор философии, старший научный сотрудник федерального научного центра биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии ДВО РАН Татьяна Вшивкова. Она отметила, что вопреки усилившейся «раскрутке» экологических проблем и ситуации в целом, как в мире, так и в нашей стране, интерес к экологии снижается. И большей частью это исходит от промышленности и крупных предприятий.

—      На первых порах многие из них стали проводить у себя «зеленую» политику, модернизируя производство, старались применять  наименее вредящие природе технологии.  Это было престижно, даже модно, и выделяло многих промышленников на рынке конкурентов как современных и идущих в ногу со временем. Но в последние годы стало заметно, что многие из таких предприятий стали понемногу отходить от этих позиций, поняв, что вложения в экологичность предприятия — дело затратное, — рассказала Татьяна Вшивкова.

В результате сложилась нехорошая тенденция, которая предприятиями промышленности никак не афишируется, но тем не менее информация просачивается. Кратко ее можно обрисовать так: если раньше всё делалось для того, чтобы предприятие работало, не загрязняя окружающую среду, то сейчас всё делается для того, чтобы никто не узнал, что предприятие на самом деле всё же загрязняет окружающую среду… То есть всё хорошо в экологическом плане у таких промышленников бывает только на бумаге. Многие специалисты-экологи, которых по штату положено иметь на современных промышленных предприятиях, столкнулись с тем, что им приходится фактически скрывать вредящую природе деятельность своих работодателей…

И все же участники форума подвели оптимистичный итог – у экологии как науки и экологов как специалистов есть будущее. Профессия эколога имеет все шансы стать престижной, высокооплачиваемой и самое главное – профессией благородной, в которой будут работать честные и принципиальные люди. И дело тут прежде всего за молодым поколением.

Директор ИКАРП ДВО РАН Ефим Фрисман: «Человек и природа всегда находились в некоем антагонизме: живая природа не может жить и развиваться без видового разнообразия, а человек в своем развитии ищет для себя все большего комфорта, приводя окружающую среду в удобное ему единообразие».

Профессор Надежда Христофорова:

«Звучит громко, но думаю, вполне можно сравнить с библейскими заповедями – не убий, не укради… Не навреди природе.

 

Есть мнение

Прогнозы футурологов по наиболее востребованным в течение 5-7 лет профессиям говорят, что к тому времени спросом будут пользоваться услуги экодизайнеров. Стремясь сохранить свою связь с природой в условиях глобальной урбанизации, люди будут стремиться создавать в офисах зимние сады, оранжереи и мини-огороды. Специалист по экодизайну будет обладать знаниями на стыке нескольких дисциплин: собственно дизайна, возможностей применения различных материалов в своих конструкциях и возможностей по утилизации применяемых материалов.

Но российский портал по поиску работы Job.ru провёл собственное исследование внутреннего рынка труда на ближайшие 5-7 лет. Среди профессий-лидеров там генные и наноинженеры, специалисты по ядерным реакторам и энергоаудиторы, специалисты по старости и развитию территорий. Экологов в списке нет. На восьмой позиции «родственные» им специалисты по альтернативной энергетике.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 3 =