Экономическая «пастораль»

Экономическая «пастораль»

Василия Кравцова

 НВ– их наличие воспринимается как должное, но даже временное  их отсутствие создает существенные  бытовые проблемы

Стремление людей к практичности и комфорту способствует превращению вещей, которые ранее использовались лишь в прикладных целях, в неотъемлемый атрибут гардероба.

Согласно одной из версий, резиновая обувь обязана своим происхождением далекой культуре индейцев Южной Америки. Когда европейцы стали наведываться на загадочный континент, они заметили у индейцев мячи, непромокаемые холсты и обувь. Они заинтересовались свойствами сока каучукового дерева, стали делать из него галантерейную мелочь, а в начале прошлого века – привозить готовую каучуковую обувь от индейцев.

40По другой версии, резиновая обувь была изобретена англичанином Рэдли в начале девятнадцатого века. Изобретатель якобы никак не мог вылечиться от простуды, подхваченной им из-за вечной лондонской слякоти тех лет. От скуки он читал том «Галльской войны» Юлия Цезаря и узнал, что древние галлы для защиты от грязи носили защитные футляры для обуви – «gallicae». В 1803 году он запатентовал свое изобретение – чехлы для обуви из ткани, пропитанной сырым соком каучукового дерева. Галоши из сырого каучука обладали одним серьезным недостатком: на холоде они твердели и становились ломкими, а в жаркую погоду «таяли» – неприятно пахли, делались липкими и мягкими.

В первые четыре десятилетия XIX века многие предприниматели пытались сделать каучук независимым от природных условий. Больше всех повезло Чарльзу Гудийру, который после многолетних экспериментов изобрел метод, известный сейчас как вулканизация – «сваривание» каучука с серой при нагревании. Американские компании быстро наладили массовый выпуск «overshoes», т.е. верхней обуви из вулканизированного каучука. Новая обувь не боялась ни жары, ни холода. Американская новинка встречала оживленный спрос и в других странах, в том числе и России. С этого момента резиновая обувь стала постепенно входить в быт русской знати.

Чехлы для обуви составляли в XIX веке основную продукцию резиновой промышленности. Основным покупателем этих резиновых изделий было городское население, причем все его категории. Резиновая обувь стала частью выходного костюма кадровых рабочих. Чиновники и купцы, дворники и извозчики в ненастную погоду на ботинки, сапоги или валенки надевали низкие или глубокие галоши (резиновые сапоги в то время еще не выпускались). Несколько позже появились зимние галоши на теплой байковой подкладке красного 41цвета – они были мягче, теплее, не повреждали кожаную обувь. Именно такие галоши стали культовыми и навечно остались в памяти многих поколений россиян.

99Выпуск советских галош начался только в 1921 году, когда ленинградская фабрика «Треугольник», а следом за ней и московский «Большевик» возобновили работу. Спрос был огромный, товар расходился мгновенно. 

Следующий взлет культовой обуви пришелся на 1950-60-е годы. Широкий ассортимент стремился охватить все слои населения и все жизненные ситуации: выпускались галоши и боты мужские, женские, мальчиковые, девичьи и детские; галоши с гнездом для каблука – чтобы надевать на ботиночки, и без оного – чтобы носить на необутой ноге; формовые без подкладки (чуни); типа босоножек с ремешком вместо задника и т.д. 

Начиная с 1970-х годов в СССР неуклюжие галоши с красной байковой подкладкой постепенно стали выходить из моды, оставив горожан наедине со слякотью и грязью на улицах крупных российских городов. А вот в США и Европе галоши продолжали быть востребованными и из моды не вышли. В 1960-х годах именно галоши помогли создать имя известному итальянскому дизайнеру Элио Феруччи, который взял три пары галош, раскрасил их яркими красками и отнес в модный журнал, попросив редактора сфотографировать и опубликовать снимок. В результате его галоши стали просто сенсацией, а о молодом Феруччи узнали в Милане. 

Современные технологии позволяют производить резиновую обувь на любой вкус. Это могут быть и классические сапоги из резины, и миниатюрные калоши, и яркие сапожки из ПВХ.

В Великобритании резиновые сапоги называют «веллингтонами» в честь армейского полководца герцога Веллингтонского, по поручению которого была произведена модификация армейских ботфортов образца XVIII века. 

В Испании резиновую обувь называют «катюшками». 

А производством финских резиновых сапог в свое время занималась компания Nokia, ныне специализирующаяся на мобильных телефонах.

В последнее время стали популярны легкие и прочные сапоги из ПВХ. Этот материал дает возможность создавать яркую обувь различных цветов, имеющую рисунки на поверхности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь + пятнадцать =