Экстренная или неотложная?

Экстренная или неотложная?

Олега Черномаза

С января 2014 года вступил в силу новый порядок оказания скорой медицинской помощи, утвержденный Минздравом

О содержании этого документа мы говорим с главным врачом Биробиджанской городской «Станции скорой медицинской помощи» Леонидом Гуленком.

— Леонид Павлович, этот документ вносит что-то принципиально новое в работу «Скорой помощи»?

— Да. Он разделил ее  на экстренную и неотложную. Новый порядок разработан в соответствии с нормами Федерального закона № 323  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

— Чем экстренная помощь отличается от неотложной?

— Наше учреждение называется «Станция скорой медицинской помощи», и в первую очередь мы должны заниматься экстренными вызовами. Экстренная помощь требуется при таких состояниях, которые представляют угрозу для жизни, и медики должны приехать как можно скорее. А неотложная — когда угрозы жизни нет, и пациент некоторое время может подождать врача.

— А вы можете перечислить состояния, при которых требуется экстренная помощь?

— Это тяжелые, угрожающие жизни травмы, обширные ожоги, сильные кровотечения, нарушения сознания, дыхания, системы кровообращения, представляющие угрозу для жизни; психические расстройства, когда пациент представляет опасность для себя и окружающих; внезапная сильная боль, внезапное нарушение функции какого-либо органа; роды, угроза прерывания беременности. В документе сказано, что в экстренных случаях бригада должна доехать до пациента за двадцать минут.

— А когда пациенту бывает достаточно неотложной помощи?

— При острых состояниях, когда признаков угрозы жизни нет, но помощь врача нужна срочно. Например, если у пациента высокая температура, то по этому вызову «скорая» приедет после обслуживания других вызовов. Новый порядок оказания скорой медицинской помощи не оговаривает, в какие сроки  больному в этих случаях должна быть оказана помощь. 

— Кто определяет, какая помощь требуется пациенту?

— Решение принимает диспетчер, у нас это опытные, грамотные специалисты. Но чтобы  оно было правильным, диспетчер должен получить четкую информацию о состоянии больного.

— Вы готовы работать по-новому?

— Да, хотя сложности, конечно, есть, это, прежде всего, кадровая проблема. У нас не хватает 25 врачей. Мы нашли выход из положения — сформировали так называемые  общепрофильные фельдшерско-фельдшерские бригады. Фельдшеры достаточно подготовленные, имеют высшую квалификационную категорию и работают на врачебных должностях. Могут в полном объеме оказать неотложную кардиологическую помощь, либо, если состояние критическое, оказывают ее до приезда специализированной бригады.

— Специализированные бригады у вас есть?

— Их недостаточно по той же самой причине — кадровой.

— Леонид Павлович, с областным центром все понятно — за двадцать  минут можно доехать до любого дома. Знаю, что ваша станция сейчас обслуживает и Биробиджанский район, а до некоторых его сел не доберешься и за час. Как быть?

— В каждое село бригаду «скорой помощи» направить невозможно.  В районах неотложная помощь в рабочее время должна быть организована ФАПами или амбулаториями. Ночью, в выходные и праздничные дни жители могут вызвать «скорую». В пределах транспортной доступности  машина «скорой помощи» выезжает и оказывает помощь независимо  от того, является ли она экстренной или неотложной.

Впервые в этом году правительство ЕАО передало нам два отделения «Скорой медицинской помощи» Биробиджанского района. 

— По какому номеру жители Биробиджанского района вызывают «скорую помощь»? По ноль три?

— Да. В дальнейшем хотим задействовать еще и номера 103 и 112,  чтобы звонки поступали в единую диспетчерскую службу. Оборудование для этого мы получили, но пока нет программного обеспечения. 

— Меняется ли работа отделений «Скорой помощи» в других районах области? Если вызов поступил, к примеру, из Башурово, то машина пойдет из Биробиджана или из Облучья?

— Машина должна выехать из Облучья, но при этом мы отслеживаем диагноз, контролируем, сколько медиков  выехало по вызову и т.д.  Есть 17 отделений «Скорой помощи» в районах области, они продолжают работать, а наша задача — держать их деятельность под контролем.

— Оказываете ли вы помощь пациентам, не имеющим паспорта или полиса?

— Мы не отказываем никому, просто потом можем не получить оплаты за тот или иной выезд. Вообще нагрузка на бригады очень большая. При норме 330 вызовов на тысячу человек населения — у нас  их 520.

— Чем вы это объясняете? В Биробиджане больше болеют, чем в других городах России?

— Много неоправданных вызовов, случаются ложные, которые, я думаю, можно объяснить чрезмерно щепетильным отношением пациентов к самим себе. При недомогании человек, вместо того чтобы идти в поликлинику и стоять  в очереди, вызывает «скорую», чтобы получить помощь тот же час. Тем не менее мы должны делать свою работу хорошо. Бригада должна прибыть на место вовремя, чтобы спасти больного или пострадавшего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *