Еще раз о статусе ЕАО

Еще раз о статусе ЕАО

Открытые дискуссии о статусе автономии начались еще полвека назад

В предыдущем выпуске нашей газеты была опубликована статья под заголовком «Опять еврейский вопрос». В ней говорилось о статусе Еврейской автономной области как полноценного национального субъекта Российской Федерации, что периодически оспаривается в ряде средств массовой информации, а также некоторыми политическими деятелями. Свежий тому пример – высказывание о статусе области как анахронизме ввиду незначительного процента проживающих в ней евреев. Данное сравнение не ново, что подтверждает также один из видных деятелей еврейской культуры России Шолом Кац. Он дважды был в Биробиджане в 1980–1990-х годах, досконально знает историю ЕАО, посвятив этой теме много газетных публикаций, а также книгу «Евреи России вчера, сегодня. Некоторые материалы и выводы». Именно ему принадлежала инициатива проведения двух «круглых столов». Первого – в столице Башкортостана Уфе в 1989 году и второго – в Биробиджане в феврале 1990 года, т.е. ровно 25 лет назад.

В 1988–1989 годах еврейские общественные организации были созданы в большинстве крупных городов бывшего СССР. Ощущалась необходимость обменяться мнениями с руководителями только что созданных еврейских организаций соседних областей. Наиболее волнующими были, конечно, вопросы роста антисемитизма и возрастающие настроения репатриации в Израиль и другие страны. В Уфу тогда приехали в 1989 году представители обществ еврейской культуры Алма-Аты, Казани, Свердловска.

Важным, знаковым было прибытие на «круглый стол» активистов общественной еврейской организации «Эйникайт» («Единение») П.Темцина и В. Давыдова. Сам факт их прибытия показал, что имелось два пути развития Еврейской автономной области. Первый путь: отказ от названия «Еврейская автономная область» и дальнейшее существование и развитие в качестве одного из районов Хабаровского края. По этому пути область двигалась последние несколько десятилетий, и оставалось только изменить название. Второй путь: развитие как еврейской области. Создавалось впечатление, что второй путь представляется более перспективным руководству области и значительной части населения вне зависимости от национального состава.

П. Темцин, выступая на «круглом столе», призвал его участников отказаться от предвзято-скептического отношения к Еврейской автономной области и сказал, что у нее большой потенциал, который нужно развивать. Он предложил в следующем году провести «круглый стол» еврейских организаций в Биробиджане. Это предложение было воспринято как шутка, и никто не предполагал, что оно осуществится.

А биробиджанский «круглый стол» состоялся-таки. 14 февраля 1990 года в областной центр приехали представители общественных организаций из Москвы, Свердловска, Томска, а также представители из Украины, Латвии, Литвы, Грузии. На заседании «круглого стола» от Еврейской автономной области присутствовали секретарь обкома КПСС Р. Сандик, работники обкома Г. Куликова, А. Скачков, заместитель председателя облисполкома И. Кубарев. Газеты «Биробиджанер штерн» и «Биробиджанская звезда» от 16 февраля 1990 года так комментировали это событие: «Собеседникам удалось избежать бессмысленных споров о правомерности существования ЕАО и об исторической целесообразности ее возникновения. Были ли это чьи-то происки или добровольное решение самих евреев – эти вопросы остались за рамками беседы. Здесь собрались люди, желающие сотрудничать с реально существующей областью». И, безусловно, главным результатом «круглого стола» было сформировавшееся и высказанное мнение всех его участников о необходимости активного участия жителей автономии в жизни не только своей территории, но и за ее пределами.

Заседания биробиджанского «круглого стола» отмечались острым дискуссионным характером, подчас полярными оценками обсуждаемых проблем. В тот период я работал корреспондентом ТАСС по ЕАО и отправил на московскую ленту главного агентства два или три отчета с мероприятия. Их опубликовали тогда многие СМИ.

Но все это, как говорится, дела давно минувших дней. А как оценивается сегодня вопрос о статусе автономии, в частности процент титульной нации? На эту тему мы говорили на днях с председателем Еврейской национально-культурной автономии (ЕНКА) «Биробиджан» Наумом Ливантом. Вспомнили родившийся в 1990-х годах анекдот такого содержания: «Вопрос: Что будет, когда из Биробиджана соберется уезжать последний еврей? – Ответ: Его придут провожать на вокзал десять тысяч евреев».

– А если серьезно, – сказал Наум Беньаминович, – то, по моим оценкам, в официальные данные численности евреев в автономии не вошли примерно десять – пятнадцать тысяч жителей этой национальности. По разным причинам, когда шла перепись населения, они не назвали себя таковыми. Между тем в большинстве ассимилированных семей, к примеру, придерживаются еврейских культурных традиций, не чураясь обычаев другой половины семьи. Разве можно отрывать этих людей от титульной нации?

По словам Н. Ливанта, таким примером может служить хотя бы и его собственная семья. Внук, студент Хабаровского медуниверситета, имеет в себе лишь четверть еврейской крови. Однако это не мешает ему активно участвовать в жизни Хабаровской еврейской религиозной общины «Мизрах». И  таких примеров в области достаточно много.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *