«Если что – плюнем и уедем». Но мы остались

«Если что – плюнем и уедем». Но мы остались

Олега Черномаза

Биробиджанский еврейский музыкально-драматический театр «Когелет» показал зрителям обновленную постановку «Король подтяжек»

«Король подтяжек» поставлен по сюжету знаменитого фильма «Искатели счастья». Эта постановка очень знаковая, наполненная символическим смыслом, последняя работа ушедшего из жизни режиссера еврейского театра Владимира Землянского. Премьеру своей постановки Владимир Землянский увидел, а вот до главного показа в рамках международного фестиваля еврейской культуры и искусств в сентябре 2009 года не дожил. Но еврейский театр жив. На смену  Владимиру Землянскому пришел его ученик, тезка и ведущий актер театра Владимир Градов, который решил вернуть на сцену «Короля подтяжек» и главного искателя счастья Пиню. 

Я не видела «Короля подтяжек» в интерпретации Землянского, поэтому буду говорить только о последней постановке. 

Первое, что мне бросилось в глаза, это присутствие всех известных мне актеров «Когелета»… в зале. Двое устанавливали видеокамеры по разным концам сцены, готовясь заснять шедевр, потом все они  расселись на свои места в зрительном зале «согласно купленным билетам». 

Эй, стоп! А кто играть-то будет?! 

Оказалось, что в новой постановке «Короля подтяжек» играет полностью обновленный состав  «Когелета». То есть, вообще новый. В театральную труппу пришли родители биробиджанского раввина Наталья и Григорий Рисс, Максим Поляк и Марина Коростелева – ветераны команды КВН «Шолом-Алейхем». Из старого состава в «Когелете» остались Ксения Пырина, Анна Озимок, Андрей Вилков, также выступающий в ансамбле “Роза ветров”, Марина Брагина и Наталья Пуле, Алина Сахова, Константин Мелисов. 

Ознакомясь с актерским составом «Когелета», я таки решила остаться на спектакль. Подумав, как Пиня Кофман на пути в Биробиджан: «Если что — плюнем и уедем».

Но новые актеры очень хорошо вписались в атмосферу нашего народного театра. 

Новый «Король подтяжек» получился очень философским и лиричным. В нем было так мало от традиционного еврейского анекдота и так много от той огромной боли еврейского народа, которой пронизаны произведения многих еврейских авторов. Особенно это чувствовалось в монологах-размышлениях Двойры, роль которой блестяще исполнила Наталья Рисс. Ее последний монолог, ее еврейско-материнские чувства до слез растрогали зрителей в зале. 

Чувствовалась такая великая лиричность и в образе главного героя. Вечного мечтателя и прожектера, обладателя искрометного еврейского юмора Пиню вновь сыграл Владимир Градов. И мне показалось, что в его герое все эти шуточки, эти мечты о богатстве и славе были лишь прикрытием, парфюмерной отдушкой. В душе у Пини вечный поиск лучшей доли для своего народа. Ведь за этим они и приехали с улиц Бродвея в тайгу будущего Биробиджана, в колхоз со сложным названием на идише (не повторю его, чтобы язык не сломать и не знающих идиш не смущать), чтобы хоть здесь их перестали угнетать, выгонять, будь то из Египта или из Штатов, или Германии, чтобы они могли, наконец, уже спокойно жить на своей земле. 

Но простые мысли Пини не понимает даже его жена Бася. Как она устала от вечных Пининых шуточек, от того, что он не желает трудиться, как все, и думать о завтрашнем дне! В голове у Пини проект – найти на реке Сутаре много золотого песка и открыть свою фабрику, чтобы стать королем подтяжек. Но вместо золотого песка Пиня находит только простой, и все его мечты утекают сквозь пальцы. А рядом с Басей в это время находится Натан – одинокий и очень надежный председатель колхоза. Ну как тут не влюбиться?

Очень много говорили о любви со сцены актеры — еврейские переселенцы. Вот Бася и Натан никак не могут признаться друг другу в чувствах, а тут еще на беду своей мамы милая еврейская девочка Роза влюбляется в русского парня в ватнике Корнея. У Двойры почти инфаркт: как это так, дочка замуж собирается за русского! А что делать? Надо к свадьбе готовиться. 

Актеры вообще очень много говорили о готовящейся свадьбе, но все это осталось только на уровне разговоров. Я до последнего думала, что спектакль завершится на этой мажорной ноте – свадьбе первых переселенцев, которая сотрет все этнические, культурные и религиозные различия перед новыми жителями строящейся области. Но, увы, в этой версии известной истории интернациональная свадьба осталась только на уровне разговоров. 

А спектакль завершился очень философскими размышлениями о том, что все-таки каждый из них нашел свое долго-жданное счастье именно в Еврейской автономии. И среди нас всех можно найти и мудрую Двойру — настоящее воплощение еврейской матери, и вечно ищущего лучшей доли Пиню, и Розу с Корнеем, которые просто счастливы вместе,  и Басю, которая все-таки осмелилась быть любимой рядом с надежным Натаном… Биробиджанского счастья хватило-таки на всех. Такое уж оно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *