Евреи на Амуре — как это начиналось…

Евреи на Амуре — как это начиналось…

По укоренившейся у нас краеведческой традиции принято начинать историю еврейского заселения будущей территории ЕАО с 28 апреля 1928 года.

Именно в этот день на станцию Тихонькая прибыл первый эшелон с евреями-добровольцами, которые согласились переселиться в Приамурье, чтобы основать здесь национальную область.

Между тем здешние места на Среднем Амуре к этому времени имели уже 60-летнюю историю русского заселения. Первые 18 казачьих станиц были заложены на территории, отведенной позже под еврейскую автономию, в конце апреля — начале мая 1858 года. Именно тогда нашел среди казаков свое местожительство первый еврей. Вот выдержка из книги документальных очерков петербургского писателя Сергея Максимова «На Восток. Поездка на Амур», изданная в Санкт-Петербурге в 1864 году: «Солдатик из евреев, верный племенному характеру, успел уже завести кое-какую торговлю… Вырядившись в пальто и жилетку, он ведет эту торговлю, разнообразную, суетливую…»

С.Максимов встретил, как он говорит, солдатика из евреев в станице Степановской, находившейся тогда между нынешними селами Головино и Воскресеновка. Почему он называет его солдатиком? Все объясняется просто. Во время сплава 1858 года вместе с командами казаков на Средний Амур прибыли две тысячи солдат внутренней стражи, допустивших в местах службы различные, но не тяжкие правонарушения. Отбывать наказание их и отправили на Амур. Здесь штрафники помогали казакам обустраивать станицы, расчищали земли под пашни, готовили дрова для пароходов. Возможно, среди штрафников был не только описываемый Максимовым молодой еврей. В тогдашней российской армии солдат этой нации было немало: на службу насильно забирались из еврейских семей мальчики, из которых воспитывали солдат и которые назывались кантонистами. По мобилизации призывались в армию и выкресты — принявшие православие евреи. Не исключено, что некоторые из кантонистов и выкрестов принимались в казачество, как принимались в это служивое сословие на сибирских, забайкальских, дальневосточных просторах татары, буряты, тунгусы, якуты. Еврейская прослойка в губерниях от Уральского хребта до Камчатки была, между прочим, не такой уж незначительной. По данным историко-статистического сборника «Азиатская Россия» (Санкт-Петербург, 1914 г.), в конце ХIХ — начале ХХ веков на этой территории числилось не менее 50 тысяч евреев. Не исключалось их «проникновение» в казачество. Свидетельством тому является, к примеру, фамилия Юдин, говорящая об   иудейском происхождении ее обладателей. Читаем извлечение из церковно-приходской книги станицы Квашниной (ныне село Квашнино Ленинского района). В ней упоминается несколько казачьих семей по фамилии Юдины. В некоторых других станицах называются казаки с именами Абрам, Авраам. Возможно, в этих фамилиях и ветхозаветных именах сохранилась память об их иудейском происхождении, хотя все казаки, независимо от их национальности, были христианами.

А вообще «еврейский вопрос» с первых же лет освоения казаками Амура занимал определенное место в общественно-политической жизни Забайкальского и Амурского казачьих войск. В архивах Читинской области находится распоряжение управления Восточной Сибири об учете всех евреев по пограничной линии Амура и запрещении им селиться непосредственно на границе. Правлениям казачьих округов в пределах сегодняшней ЕАО давалось из Благовещенска (центра Амурского казачьего войска) указание при подготовке ежегодных статистических сведений обязательно включать в них данные о наличии евреев в округах.

Сами казаки относились к «иудействующим» спокойно, каких-либо сведений об антисемитских проявлениях в архивных документах мной не обнаружено. Более того, первая еврейская религиозная община была официально зарегистрирована в Хабаровске в 1882 году. Там же в одно время с Благовещенском была открыта синагога. При этом храмов других религиозных конфессий, кроме, естественно, православных, не было. По однодневной переписи 19 апреля 1884 года в Хабаровске (тогда Хабаровка) евреев было учтено 85 человек. Верующих других конфессий — 115, язычников (нанайцев) — 592. Через 10 лет на долю евреев Амурской области с территорией нынешней ЕАО приходилось 0,2 процента населения.

Численность еврейской прослойки на территории будущей ЕАО заметно выросла к 1917 году. Если до этого периода евреи занимались главным образом мелкой торговлей и ремесленничеством, то после ввода в эксплуатацию восточного участка Транссиба прибывали евреи-медики, педагоги, служащие железнодорожных и почтовых станций. К сожалению, какая численность евреев была в казачьих станицах, выяснить не удалось. Вероятно, их было не более 20-30 человек. Зато с 1928 года и далее в бывшие казачьи станицы, переименованные в села, хлынул «еврейский поток» переселенцев из Центральной России, Украины, Белоруссии, десятка зарубежных государств. Именно казаки помогали новоселам не только обустроиться и обжиться на новом месте, но и делились с ними навыками промысловой охоты, рыбалки, пчеловодства, заготовки дикоросов, т. е. всего, чем они сами владели прекрасно и чего не знали новые поселенцы: портные, парикмахеры, шорники, сапожники, мелкие ремесленники… Далекие от национальных предрассудков парни из казачьих семей брали в жены еврейских девушек, а еврейские парни — русских невест. Если бы кто-то взялся и подсчитал, сколько таких семей было образовано у нас (и продолжает образовываться), статистика выглядела бы весьма впечатляюще.


Виктор ДМИТРИЕВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *