Еврейская жизнь – это круг

Еврейская жизнь – это круг

Утро. Празднично одетые еврейские семьи отправляются  в синагогу.  Оживленные дедушки и  их маленькие  внуки, уважаемые отцы семейств и их дети –  все самозабвенно поют и танцуют.

Каждый старается дотронуться до свитка Торы и поцеловать его. Особая честь – танцевать, держа заветный свиток в руках.  Ликует еврейский народ от мала до велика –  начинается  новый цикл чтения Торы

 Вечность Торы

Этот радостный праздник в иудаизме зовется Симхас-Тойре, что означает «Радость Торы». В Израиле Симхас-Тойре совпадает с праздником Шмини Ацерет и выпадает на 22 Тишрея. В странах диаспоры, где Шмини Ацерет празднуется два дня, Симхас-Тойре устраивают именно на второй день праздника, 23 Тишрея.

В этот день завершается цикл чтений недельных глав Торы в течение года. Вечером и утром Симхас-Тойре в синагогах устраивают акафот – торжественное шествие со свитками Торы вокруг бимы – возвышения в центре синагоги, на которой читается Тора. Достают из Арон а-кодеш (шкаф, где хранятся свитки Торы) все имеющиеся в синагоге свитки Торы и семь раз обходят со свитками Торы вокруг возвышения. Существует обычай: извлекая свитки Торы из Арон а-кодеш, оставлять там зажженную свечу, чтобы он не оставался без источника света. Вместо света Торы, который горит в нем все время, во время праздника Симхас-Тойре его освещает пламя свечи.

Акафот сопровождается танцами, песнями и гимнами во славу Торы и всеобщим ликованием, которыми евреи выражают веру и любовь к Тв-рцу. В синагогах читается последняя недельная глава Торы, «Ве-Зот а-Браха» (33 и 34 главы Второзакония), затем свиток Торы разворачивают и начинают читать заново, с самой первой главы, главы «Берешит». Также существует практика вызывать к Торе двоих – один заканчивает читать Книгу Дварим, после чего другой начинает читать Книгу Берешит. Таким образом, процесс чтения Торы не прерывается ни на день, чем подчеркивается непрерывность и вечность Торы. Это праздник вечной Торы. Она представляет собой свиток, а свиток – это круг, у которого нет начала и нет конца. Евреи танцуют со свитком не парами и не рядами, а в кругу, повторяя круг свитков Торы, цикл календаря и человеческих жизней. В день Симхас-Тойре отмечается вечное обновление жизни, ее бесконечность – смена поколений, веков, людей. Получив свободу, вы приобщаетесь к обычаям своего народа, которые сопровождали его на протяжении тысячелетий. Считается, что приобщаясь к жизни своего народа, человек не находится ни в начале, ни в конце пути, а просто присоединяется к никогда не кончающемуся кругу – циклу еврейской жизни.

Танцуют все!

Ах, весел праздник Симхас-Тойре! Часами длится акафот – ликуют, поют и танцуют, и безграничная радость охватывает присутствующих. Повсюду, где только живут евреи, веселье Симхас-Тойре выплескивается из стен синагог, переливается в дома, во дворы и на улицы, охватывает еврейские кварталы. Интересно, что традиция продолжать праздничные танцы за пределами синагоги появилась в Советском Союзе. В Москве это происходило на знаменитой «горке» – улице Архипова (сейчас – Cпасоглинищевский переулок), где находится Большая хоральная синагога. Иногда власти спокойно терпели это веселье, порой пытались разгонять танцующих, пуская грузовики по забитой народом улице. Однако каждый год все повторялось заново. Если спросить московского еврея, который помнит советские времена, в чем уникальность праздника Симхас-Тойре, то, скорее всего, в ответ мы услышим примерно следующее: «Это был единственный день в году, когда власти разрешали нам публично выражать свое еврейство и когда многие из нас не боялись это делать». И действительно, начиная с конца 1950-х годов тысячи людей, весь год почти не вспоминавших о своем еврействе, именно в этот день заполняли немногочисленные оставшиеся синагоги, чтобы увидеть торжественное шествие со свитками Торы и потанцевать вместе с другими евреями. По мере того как распространялись вести о праздновании советскими евреями Симхас-Тойре, во многих израильских, американских и европейских общинах также возник обычай танцевать не только в синагогах, но и на улицах. Причем, в отличие от своих советских братьев, евреи «свободного мира» нередко выносят с собой и свитки Торы.

Сохраняя  и преумножая  традиции

Праздник Симхас-Тойре приобрел привычный облик в результате почти тысячелетнего совместного творчества евреев всего мира. Многочисленные ритуалы и обычаи, без которых он сегодня немыслим, возникли в очень разные эпохи и в самых разных общинах. Причем более поздние поколения не только тщательно сохраняли традиции, унаследованные от предшественников, но и творчески преумножали их, привнося в празднование все новые и новые элементы. В этом есть что-то глубоко символичное – история «праздника Торы» оказалась похожей на историю самой Торы, то есть еврейской традиции.

Для современных евреев Симхас-Тойре – это день, когда заканчивают и начинают заново годовой цикл чтения свитка Торы и радуются этому. Однако в самой Торе об этом нет ни слова. Талмуд также ничего не говорит о том, что этот праздник как-то связан с циклом чтения Торы. Более того – в те времена существовали как минимум две традиции, касающиеся этого цикла. В Вавилонии евреи, как и сегодня, заканчивали чтение Торы за год. Однако в Стране Израиля цикл был не однолетним, а трехлетним. Этого обычая придерживались и некоторые общины диаспоры. К примеру, знаменитый путешественник Биньямин из Туделы (XII век) пишет, что таков был обычай одной из общин Египта. Однако, по мере того как палестинские ешивы приходили в упадок, вавилонский обычай становился все более и более распространенным, пока не стал всеобщим.

Именно в Вавилоне возник обычай завершать чтение Торы во второй день праздника Шмини Ацерет (в Стране Израиля он длится один день). Наиболее ранние свидетельства этого относятся к десятому веку. Тогда же праздник получил свое второе название – Симхас-Тойре, то есть «радость Торы». А, к примеру, обычай акафот появился в Европе в начале XV века. Первоначально акафа была только одна. Однако в XVI веке цфатские каббалисты увеличили их число до семи – подобно тому, как во время осады Йерихо евреи семикратно обошли стены города, неся перед собой ковчег Завета. Другая интересная традиция возникла в Израиле, где на исходе праздника принято устраивать так называемые «вторые акафот». Тем самым израильтяне выражают свою солидарность с евреями, живущими в странах рассеяния и начинающими праздновать Симхас-Тойре как раз в это время.

Корона  из стоптанных  башмаков

Великий Бешт, основатель хасидизма Исраэль Баал-Шем-Тов, рассказал однажды на Симхас-Тойре своим ученикам такую притчу:

«Наутро праздника Симхас-Тойре евреи спят дольше обыкновенного, и утренняя молитва запаздывет. В этом нет ничего дурного: накануне они поздно веселились во время Акафот. А у ангелов это обычный день, и они встают, как всегда, спозаранку. Им хотелось бы петь песни во славу Вс-вышнего, но без людей они петь не могут. Чтобы занять себя делом, ангелы начинают убирать рай. И вдруг в удивлении обнаруживают разбросанные повсюду странные предметы – подметки, башмаки, рваные туфли… Ангелы изумлены, они привыкли находить в раю тфилины или мезузы. Но подметки?!

Отнесли они свои находки ангелу Михаэлю. «Не беспокойтесь, – сказал им ангел Михаэль, – это мое, это от плясок евреев с Торой», – и с удовольствием начал пересчитывать свое добро, называя, из каких оно синагог. Затем с гордостью показал свои приобретения ангелу Матату, который вяжет венцы С-здателю из еврейских молитв. На этот раз ему, ангелу Михаэлю, удастся связать венец еще величественнее – из туфель, порванных на Симхас-Тойре».

Говорится в Мидраше, что в этот день ангелы «изготовляют» корону Вс-вышнему из обуви, стоптанной на танцах в Симхас-Тойре.


По материалам сайтов www.lechaim.ru, toldot.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − один =