Еврейский город на побережье

Еврейский город на побережье

Фото:  il4u.org.il tophotels.ru

В этом году исполнилось 110 лет удивительному израильскому городу – Тель-Авиву

Ракушечная история

11 апреля 1909 года на берегу Средиземного моря к северу от города Яффо произошло важное событие, получившее в истории современного Израиля название «Ракушечная лотерея». Именно этот день принято считать днем рождения Тель-Авива.

Акива Арье Вайс

Предыстория же этого события такова: в 1906 году на причал Яффского порта высадился ювелир и часовых дел мастер, прибывший из польского города Лодзи Акива Арье Вайс. В этот же день он отправился в яффский клуб «Ешурон», где выступил перед ста двадцатью еврейскими жителями города. Акива Вайс предложил присутствующим основать город, где «можно будет вести еврейский образ жизни». Свою речь он произнес на иврите, поскольку, как и другие последовательные и горячие сторонники идеи сионизма, блестяще владел этим языком.

Помимо всего прочего, Акива Вайс был еще и одаренным архитектором, хотя и не имел специального образования. Он предложил план строительства современного квартала с более комфортными условиями жизни, чем в грязном Яффо. Сумел зажечь своей идеей влиятельных евреев Эрец-Исраэля и возглавил добровольное товарищество «Ахузат Байт». Будущий еврейский город Вайс сравнивал с Нью-Йорком, предрекая ему стать главными морскими воротами Эрец-Исраэля.

От идеи до начала реализации проекта прошло три года. За это время Акива Вайс сумел привлечь на свою сторону исполнительный отдел Всемирной сионистской организации и Еврейский национальный фонд («Керен каемет ле-Исраэль»).

Сложнее обстояло дело с покупкой земли. Среди членов товарищества «Ахузат Байт» начались споры относительно размеров и расположения будущего квартала. Многие из них склонялись к идее покупки маленького участка, вплотную прилегающего к Яффо. Но у Вайса было другое видение: он планировал строительство не просто отдельного квартала, но целого города будущего – с широкими улицами и большими домами. Ему удалось убедить в своей правоте и других участников проекта.

Пришлось решать и юридические проблемы. Согласно земельному законодательству Оттоманской империи, под чьим протекторатом в то время находился  Эрец-Исраэль, евреи не могли покупать землю. Тогда энтузиасты строительства еврейского города на побережье Средиземного моря заручились поддержкой голландского банкира еврейского происхождения Якобуса Канна, который приобрел у турецких властей на свое имя около 60 земельных участков общей площадью около 11 гектаров.

Тогда-то и состоялась знаменитая лотерея, в ходе которой участки были разыграны среди 66 дольщиков товарищества «Ахузат Байт».

Акива Вайс вышел на берег моря и собрал 132 ракушки: 66 светлых и 66 темных. На светлых он написал фамилии участников лотереи, на темных – номера участков. Ракушки положили в два мешка, из которых маленький мальчик вынимал поочередно светлые и темные. Таким образом обеспечивалась максимальная честность и прозрачность лотереи.

Свой архитектурный талант Акива Вайс воплотил в строительстве собственного дома на одном из разыгранных участков. Этот дом и поныне находится на пересечении улиц Герцль и Эхад ха-Ам в южном Тель-Авиве, он признан историческим памятником и охраняется государством.

Тель-Авив быстро разрастался, но еще долго не имел официального статуса города. Лишь в 1934 году, четверть века спустя после «ракушечной лотереи», когда его население достигло ста тысяч человек, Тель-Авив был официально признан городом, а в 1948 году стал столицей новообразованного Государства Израиль.

Тель-авивские синагоги

Первая синагога Тель-Авива – это «Мошав а-Зкеним» («Обитель престарелых»). Так называется находящийся неподалеку дом престарелых, основанный в 1910 году на деньги предпринимателя Зераха Бернета. Все тогдашние тель-авивские пожилые люди были религиозными (или, по крайней мере, придерживающимися традиций), поэтому вскоре им понадобилась собственная синагога. В 1927 году возведенное в стиле эклектики здание синагоги стало одним из украшений центральной улицы Алленби, но через некоторое время синагога пришла в упадок, потому что примерно в те же годы в соседнем квартале возвели огромнейшее здание Большой синагоги, и все желающие помолиться стали ходить именно туда.

Большая синагога, возведенная на деньги барона Ротшильда, изначально выглядела как традиционная восточноевропейская синагога: строгие фасады с арками, огромный купол. В конце тридцатых годов к фасаду пристроили широкие лестницы и подняли вход высоко над землей. А в семидесятые годы здание было радикально реконструировано: его обнесли лесом бетонных колонн.

Были изменены и главный фасад, внутреннее освещение, детали интерьера. На главном фасаде установлен барельеф, изображающий иерусалимскую синагогу Хурву, разрушенную иорданскими солдатами в 1948 году. Великолепны здешние витражи: это копии витражей синагог, уничтоженных в Европе во время Холокоста.

После образования Израиля, в годы религиозного подъема, Большая синагога на 1100 мест по субботам была переполнена молящимися.

Но Тель-Авив развивался как город преимущественно светский, евреи, соблюдавшие традиции, в поисках духовной жизни покидали деловой центр страны.

Современный  Тель-Авив

Кому-то Тель-Авив напоминает Париж, кому-то Ибицу: здесь много маленьких кафе на тенистых бульварах, на пляже почти всегда подходящая для загара, купания и серфинга погода, по набережной гуляют никуда не спешащие люди. Днем и ночью здесь работают бары, клубы и дискотеки.

По сути, самый первый еврейский город на Святой земле стал символом всего светского, либерального и антидуховного. Но в последние годы неожиданно в светском сердце Израиля открылись новые площадки для приближения нерелигиозных евреев к Торе; стали оживать синагоги; все чаще видны кипы и шляпы, и даже появились новые кафе и рестораны с лучшим кашрутом.

Тель-Авив занимает второе место в Израиле по численности населения после Иерусалима. Здесь проживает более 450 тысяч человек.

Стоит посмотреть

УЛИЦА АЛЛЕБНИ  начинается у моря и, изгибаясь, идет параллельно набережной, переходит в улицу а-Алия. Одни из главных достопримечательностей: дом «Опера» на набережной, ресторан «Малая Прага», рынки Кармель и  Алия. Примечательны также многочисленные здания в стиле баухаус, благодаря которым Тель-Авив называют «Белым городом» и благодаря которым, собственно, он и занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

НА БУЛЬВАРЕ РОТШИЛЬДА стоит посмотреть дом, в котором была провозглашена независимость Государства Израиль в 1948 году. Перед ним стоит памятник Мейиру Дизенгоффу, первому мэру Тель-Авива. На углу Алленби-Ротшильд расположилось кафе «Бенедикт», где круглосуточно подают завтраки. Бульвар Ротшильд упирается в площадь Габима, где находится один из самых крупных и известных театров города.

КОМПЛЕКС НЕБОСКРЕБОВ АЗРИЭЛИ примечателен своими башнями: круглой, треугольной и квадратной. На первом этаже один из самых крупных и известных в городе торговых центров. На эскалаторе можно подняться к основанию круглой башни и выйти на крышу, где видно железнодорожные пути и магистраль.

КВАРТАЛ НЕВЕ-ЦЕДЕК. Это первый квартал еврейского города Тель-Авив, который начинал строиться как пригород крупного в то время арабского порта Яффо. Со временем Тель-Авив разросся и уже Яффо является одним из его районов. В Неве-Цедеке – несколько кафе и многочисленные художественные мастерские и галереи. Одна из достопримечательностей – балетная школа и театр им. Сюзан Деляль. Там же – одно из лучших кафе города, где можно купить вкуснейшее мороженое.

СТАРАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ ЯФФО богата многочисленными кафе и магазинами. На станции интересная архитектура, сохранившийся оригинальный зал ожидания с надписями на французском языке (внутри здания), вагоны на рельсах, в которые можно зайти и осмотреть внутри.

По материалам сайтов il4u.org.il, toldot.ru, wihivoyage.org.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *