Еврейский певец русской природы

Еврейский певец русской природы

22 июля 1900 года ушел из жизни великий художник Исаак Левитан

Его называют крупнейшим представителем русской пейзажной живописи второй половины ХIХ века, как Сурикова — исторической, а Репина — жанровой. Никто из русских художников-пейзажистов не смог так точно выразить душу русской природы, как это сделал еврей Левитан. Именно благодаря Левитану природа предстала как нечто новое и вместе с тем очень близкое, дорогое и родное

До этого русская пейзажная живопись представляла собой подражание итальянскому пейзажу, где в картинах преобладало изображение пышных дворцов и имений.

Во второй половине ХIХ века художники стали изображать мокрые поля, косые избы, перелески да низкое небо. Это были истинные виды родной природы — без прикрас, без лакировки. Березы, грязный снег да старая церквушка — таков пейзаж Алексея Саврасова в картине «Грачи прилетели». Босые дети на лужайке, сараюшки, колодец — это «Московский дворик» Василия Поленова. Кстати, оба художника были преподавателями у студента Левитана.

Родился Исаак в образованной еврейской семье, в маленьком местечке в Литве. Дед его был раввином, отец — мелким железнодорожным служащим. В конце 60-х годов семья переехала в Москву, хотя по существующему в Российской империи закону «О черте оседлости» евреям в большинстве городов России (а уж тем более в Москве) проживать не разрешалось. Можно предположить, что глава семейства имел высшее образование, а на купцов первой гильдии и лиц с высшим образованием черта оседлости не распространялась. Целью переезда было желание отца обеспечить детям возможность выйти в люди.

В Москве семья Левитана жила очень скудно, перебивались копеечной платой за уроки французского языка, которые давал отец. Сыновья — Авель и Исаак — увлекались живописью, и на следующий год после переезда старший брат Исаака Авель поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Через два года студентом этого же заведения стал будущий гениальный живописец.

А потом началась черная полоса: умерла мать, вскоре от тифа скончался отец. Средств к существованию не стало… Совет преподавателей училища постановил освободить от уплаты за обучение воспитанника Левитана как «показавшего большие успехи в искусстве» и назначил ему небольшую стипендию, но денег все равно не хватало. Исаак ходил полураздетый, часто  голодал, а иногда ему негде было и ночевать. Зимой после занятий он прятался в верхних этажах училища, боясь быть застигнутым сторожем Земляникиным по прозвищу «Нечистая сила».

Сокурсник Левитана художник Михаил Нестеров вспоминал, что «на редкость красивый, изящный мальчик-еврей, похожий на нищих детей-итальянцев с алым цветком в кудрявых волосах», создавал много слухов. Из-за его ночевок в пустом здании ходили, например, слухи о привидениях.

Первый успех пришел к художнику, когда ему было семнадцать лет. Исаак участвовал в пятой передвижной выставке. Его картины — «Осень» и «Заросший дворик» произвели большое впечатление и были замечены не только ценителями живописи.  Газета «Русские ведомости» сообщала: «Все это написано просто мастерски, во всем проглядывает чувство художника, его недюжинное впечатление от природы… Задатки у г. Левитана весьма недюжинного характера».

Но судьба преподносит художнику еще одно испытание — в 1879 году полиция выселила его из Москвы, так как евреям нельзя было проживать в «исконно русской столице». Левитан переехал в дачную местность — Салтыковку, откуда он ездил в училище на «чугунке».

Пейзажи Подмосковья подпитывали его творческую натуру. Для очередной выставки Исаак Левитан написал картину «Осенний день. Сокольники». Его товарищ по училищу Николай Чехов — брат писателя Антона Чехова — заметил, что на ней недостает изображения человека, и дописал женскую фигуру. Эту картину приобрел для своей галереи Третьяков.

Несмотря на талант, по окончании училища Левитан звания художника не получил. И хотя учитель Алексей Саврасов на оборотной стороне дипломной картины Левитана написал «Большая серебряная медаль», преподаватели решили по-другому. Они не любили всегда пьяного и скандального Саврасова и свою неприязнь перенесли на его любимого ученика. Левитану дали диплом… учителя чистописания.

Но история расставила все на свои места.

Непризнанный художник продолжает создавать овеянные тонким лиризмом произведения, изображая интимные уголки русской природы. Так появились «Березовая роща», «Мостик. Саввинская слобода», «Первая зелень» и другие картины-пейзажи.

Он едет на Волгу — и эта поездка дает новое направление творческому развитию  художника. Здесь были созданы «Вечер на Волге», «Вечер. Золотой плес», «После дождя»… А в конце жизни Левитан дал собирательный образ великой реки в картине «Свежий ветер. Волга».

Девяностые годы позапрошлого века — годы творческой зрелости художника. В этот период были созданы его наиболее значительные произведения. Большие полотна буквально следовали одно за другим. Только в один 1892 год были написаны «Вечерний звон», «Владимирка», «У омута». И в этом же году Левитан — уже маститый художник — был вторично выселен из Москвы. Но общественность вступилась за живописца с мировым именем, и ему разрешили вернуться в город.

Влюбленный в Россию и русскую природу, художник ощущал свою «второсортность» по национальному признаку: нередко впадал в хандру и несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством. Дважды Левитану спасал жизнь его друг — писатель и доктор Чехов.

Но художник не стал певцом уныния и скорби. Чуткость ко всем проявлениям жизни природы, к ее красоте помогла ему преодолеть  душевный разлад и вернуться к жизни.

Настроение живописца можно проследить по его работам «Над вечным покоем» и «Март». «Над вечным покоем» — полотно, полное беспредельной тоски и скорби. Суровая и величественная природа живет в картине своей тревожной и напряженной жизнью. Глубокие философские размышления Левитана над проблемами жизни и смерти принимают в этом произведении ярко выраженную пессимистическую окраску. Не случайно во время написания картины художник слушал Героическую симфонию Бетховена с ее траурным маршем.

Радостное восприятие мира отражается в картине «Март». Мягкий, звонкий свет струится с полотна, деревья отбрасывают на снег глубокие тени, стена дома залита золотым цветом, тихо стоит лошадка. Так цветно и живописно, с голубыми тенями, никто до Левитана снег не писал, никто так не изображал весеннее небо.

Исаак Левитан часто выезжал за границу: был во Франции, Италии, Швейцарии. Но красоты итальянских равнин и Альпийских гор художника не вдохновляли. «Здесь нет природы», — писал Левитан в письмах Антону Чехову.

Умер художник в 1900 году, не дожив одного месяца до своего сорокалетия. В его мастерской осталось сорок незаконченных картин и 300 этюдов. На мольберте стояла последняя работа, которая называлась «Озеро. Русь» — радостный, полный солнечного света и воздуха пейзаж.

Похоронили певца русской природы на старом еврейском кладбище, а в 1941 году его прах перезахоронили на Новодевичьем — рядом с его другом Антоном Чеховым.


Фото с сайта bibliotekar.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *