Евтушенко и Биробиджан

Евтушенко и Биробиджан

Олега Черномаза

Приезд знаменитого поэта-шестидесятника стал одним из главных событий года в нашей области

Биробиджан встретил его теплым добрым утром, хлебом-солью по русскому обычаю, мацой и кошерным соком – по обычаю еврейскому. «Так меня еще нигде не встречали», – улыбнется поэт, принимая угощение на перроне биробиджанского вокзала.

Непривычно было видеть его в инвалидной коляске – несколько лет назад Евгению Евтушенко ампутировали ногу. Но и в синагогу, и в областную библиотеку на встречу с творческой интеллигенцией города поэт вошел сам, опираясь на трость. Показалось даже, что он вошел стремительно, как было в те далекие 1960-е годы, когда его муза набирала силу и мощь. NAT 9132

Тогда он был только поэтом, его стихи, как и стихи Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной, Булата Окуджавы, были на слуху, а Политехнический музей в Москве стал своеобразной поэтической трибуной, где собирались сотни поклонников поэтов-шестидесятников. Сегодня Евгения Евтушенко называют и прозаиком, и публицистом, и сценаристом, и кинорежиссером. Но в первую очередь он остался поэтом. 

В Биробиджан высокий гость приехал в рамках большого творческого тура под названием «Поэт в России больше, чем поэт». Евгений Евтушенко решил совершить путешествие по России, встретиться со своими читателями в городах от Санкт-Петербурга до Владивостока. В число этих городов попал и Биробиджан.

Когда поэт переступил порог зала Областной научной библиотеки, все присутствующие встали и долго аплодировали ему. Евтушенко поставил организаторам условие – говорить он будет без микрофона, так будет доверительней. Голос его звучал глухо, надтреснуто, но когда речь заходила о важных для него вещах или когда надо было прочесть стихи, голос набирал силу. 

Поэт рассказал о своем сибирском и московском детстве, о том, как его исключили из школы за якобы испорченный им классный журнал. И только потом выяснилось, что виновником был совсем не он. В 1954 году его исключат из Литературного института – за то, что одобрительно отозвался о романе В. Дудинцева «Не хлебом единым». Исключат его и из комсомола. « Вот такой я был исключительный», – пошутил на этот счет поэт.

В начале своего творческого пути Евтушенко написал о себе такие строки:

Я разный, я натруженный и праздный,

Я целе- и нецелесообразный,

Я весь несовместимый, неудобный.

Застенчивый и наглый, злой и добрый.

Я так люблю, чтоб все перемежалось,

И столько всякого во мне перемешалось,

От запада и до востока.

От зависти и до восторга.

Он был неудобным не для читателей, а для власть предержащих. Поэт рассказал, как долго не давали ходу написанной на его стихи песне «Хотят ли русские войны», которую посчитали не патриотичной. И только вмешательство министра культуры СССР Екатерины Фурцевой дало песне дорогу, она стала одной из самых популярных в 1960-е годы. А вот песня, написанная на смерть президента США Джона Кеннеди в 1963 году и великолепно исполненная Марком Бернесом, в большой эфир так и не пошла. Эта песня, записанная на грампластинке, прозвучала на вечере-концерте поэта в областной филармонии.

Одно из известных, резких по своим оценкам стихотворений поэта «Наследники Сталина» тоже непросто шло к читателям. Даже смелый редактор журнала «Новый мир» поэт Александр Твардовский не рискнул его напечатать: «Вы что, молодой человек, хотите, чтобы наш журнал закрыли?» 

Смелее оказался главный редактор другого издания – имени его поэт не назвал, напечатавший стихотворение «Бабий Яр», где впервые был осужден и заклеймен антисемитизм, где боль за еврейский народ автор принял на себя. 

Над Бабьим Яром памятников нет,

Крутой обрыв, как грубое надгробье.

Мне страшно, 

Мне сегодня столько лет,

Как самому еврейскому народу. 

… И сам я как сплошной беззвучный крик

Над тысячами тысяч погребенных.

Я – каждый здесь расстрелянный старик,

Я – каждый здесь расстрелянный ребенок.

Ничто во мне про это не забудет!

«Интернационал» пусть прогремит,

Когда навеки похоронен будет

Последний на земле антисемит.

Еврейской крови нет в крови моей,

Но ненавистен злобой заскорузлой

Я всем антисемитам, как еврей,

И потому – я настоящий русский!

Впоследствии Евтушенко напишет поэму «Бабий Яр», которую представят к Нобелевской премии. Но нобелевским лауреатом поэт так и не стал. Он стал лауреатом другой премии – Государственной, и за другую поэму – «Мама и нейтронная бомба». 

Художник Владислав Цап преподнес автору «Бабьего Яра» картину с тем же названием.

Поэт с удовольствием ставил автографы на своих книгах, особенно радуясь старым, потрепанным сборникам. Охотно отвечал на вопросы, например, такой: «Почему вы носите цветные пиджаки?» «А я так люблю»,- парировал Евтушенко. Поистине: «Я так люблю, чтоб все перемежалось».

Он и в творчестве разный. Начинал с пафосных стихов, потом настроился на лирику, в 1960-е писал преимущественно стихи гражданственного звучания.

На вечере-концерте в филармонии поэт вспомнил многие эпизоды своей насыщенной событиями жизни, встречи с Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой, Владимиром Высоцким, Булатом Окуджавой, известными политиками. 

Он и сам пришел в политику в годы перестройки, когда стал народным депутатом СССР от Украины, победив с огромным преимуществом соперников.

– Больно видеть, что сегодня происходит на Украине, не хочется верить, что народ этой страны ослеп. И не надо видеть врагов во всех украинцах: были бандеровцы, а были те, кто воевал в годы войны с фашистами. Верю, что в конце концов народы наши снова придут к пониманию. Я ненавижу национализм, а русскому народу свойствен интернационализм, или, как сейчас говорят, толерантность. Но мне страшно за оболваненную нашу молодежь, которая покупается на националистические идеи и лозунги.

Много говорил наш гость и о роли поэта и поэзии в современном мире. Посетовал, что в школах перестали учить наизусть стихи, и со сцены прозвучали всем известные произведения классиков из школьной программы – Пушкина, Лермонтова, Грибоедова. Сам поэт прочел несколько стихотворений из Антологии русской поэзии, над которой он работал многие годы. В книгу вошли и известные произведения, и стихи малоизвестных, но бесспорно талантливых поэтов. В их числе – погибшая на войне Елена Ширман, стихотворения которой Евгений Евтушенко прочел вслух. Напомнил он и вошедшее в Антологию стихотворение Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша…», и «Лирическое отступление» Павла Когана.

Поэт говорил о любви к Отечеству и своему народу, о том, что Бог человека – это его совесть, что самый страшный грех – это предательство. В исполнении артистов, в числе которых был известный киноактер Игорь Скляр, сыгравший роль отца поэта в его фильме «Детский сад», звучали песни на стихи Евтушенко и песни Александра Вертинского, исполнялись романсы и читались стихи. Поэт напомнил, что композитор Дмитрий Шостакович написал 13 симфонию к его поэме «Бабий Яр». 

Больше четырех часов продолжалась встреча в филармонии. Гостя порадовало то, что среди зрителей было немало молодежи. В фойе активно покупали книги поэта, изданные в последние годы. 

Один из знакомых мне ветеранов, отдав за сборник стихов все деньги, что были при нем, пошел домой на второй Биробиджан пешком, а когда его спросили, с кем он возвращался так поздно, гордо ответил: «С Евгением Евтушенко». 

Поэт обещал вернуться в Биробиджан, сказав, что жалеет о том, что никогда до этого не был в нашем городе. Дай Бог, чтоб вернулся. Не хочется думать, что этот тур по России будет прощальным. 18 июля поэту исполнится 83 года. 

Золотые строки

Поэты стихов не бросают – 

Стихи бросают поэтов,

Когда они враз обрезают 

По трусости парус под ветром.

Не ставят в стихах своих точек 

И авторских инициалов

Предатели собственных строчек

И собственных идеалов.

Обрезанный парус – не знамя.

Нет бывших заслуг в нашем деле,

А самое страшное с нами,

Когда ремеслом овладели.

Отплевываясь от сосок,

Стихи объявляют нам войны,

Как дети, лишая отцовства

Отцов, что детей недостойны.

 ***

Поэзия накапливается не по строчкам:

По вбитым в ладони поэта гвоздочкам.

Поэзия накапливается не по метафорам,

А по мытарствам.

Поэзия накапливается не по странам –

По собственным ранам.

Поэзия накапливается не по свиданьям,

А по страданьям…

 ***

«Большая литература приучает думать»

 ***

« Слава Богу, что есть литература на нашей Руси»

 *** 

«Совесть – это слагаемое художественного произведения» 

 ***

«Человек, который предал, не будет настоящим поэтом»

Евгений Евтушенко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *