Фильмы о ЕАО никто не увидит?

Фильмы о ЕАО никто не увидит? - Работницы киновидеопроката Людмила Толстинина (впереди) и Ольга Грибанова

Ефима Вепринского

Работницы киновидеопроката Людмила Толстинина (впереди) и Ольга Грибанова

Какая судьба ждет областной фильмофонд, хранящий уникальные документальные и художественные ленты?

Этой проблемой всерьез обеспокоены биробиджанцы. Имеют ли под собой почву упорные слухи о том, что редкие пленки, в том числе фильмы о Еврейской автономной области, выбросят на свалку за ненадобностью. В чьих руках окажется культурное достояние после того как завершится реорганизация «Киновидеопроката»? Какие изменения ждут работников кинематографической отрасли в Биробиджане?

Ответы на эти вопросы постарался найти корреспондент «БШ».

— Нас объединяют с другой организацией — Центром народного творчества, и пока работникам вообще непонятно, что будет дальше, — говорит директор ОГБУ «Киновидеопрокат» Татьяна Смирнова. — А ведь история фильмофонда насчитывает более полувека, началась она еще в 1943 году. С тех пор здесь хранится множество картин: и документальных, и научно-популярных, и художественных. Большое количество фильмов — российских и зарубежных — в советское время, после показа на широком экране, оседало в хранилищах фонда.  Есть у нас и ленты о Еврейской автономной области, снятые Дальневосточной киностудией в 60-70-х годах, это уникальный материал. Когда-то мы показывали их на школьных площадках, праздничных мероприятиях… Что будет с этими пленками теперь, где они будут храниться? Найдутся ли немалые средства для их оцифровки? И вообще то, что происходит сейчас — это путь к улучшению? На данный момент закрыты все киноустановки в области, которых когда-то было 72! В каждом уголке автономии демонстрировались наши фильмы, они были востребованы тогда — и при должном подходе были бы востребованы сейчас. Но с годами все становилось только хуже, средства не выделялись ни на ремонт здания, ни на пополнение фильмофонда, киномехаников сокращали, сейчас уйдут последние специалисты, проработавшие в этой сфере несколько десятков лет… В свое время управление культуры почему-то не перевело нас на более дешевую в сравнении с пленкой систему — видеопоказ. Система по сути разрушена уже сейчас, вряд ли что-то улучшится, реорганизация — это последний штрих.

За комментарием «БШ» обратилась к заместителю начальника управления культуры правительства области Светлане Тромса.

— Конечно, перемены всегда пугают, я понимаю Татьяну Ивановну и очень уважаю ее как человека и профессионала. Но ничего страшного не происходит, просто слияние двух структур. Цель этой реорганизации — улучшить ситуацию в культурном пространстве. Сохранится весь объем функций, которые выполняли эти профессионалы, просто мы намерены пересмотреть должностные обязанности специалистов, а освободившиеся средства пустить на решение проблем. Здание у фильмофонда в хорошем состоянии, все киноленты останутся там же, их не собираются никуда перевозить и никому отдавать — тем более что для хранения пленки требуются специальные условия. Работникам, должности которых будут сокращены, предложат другие места — все в соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации. Новая организация будет называться Центр народного творчества, кинодела и историко-культурного наследия. Главное — это то, что, наконец, появится новый отдел, который будет заниматься сохранением исторических памятников в нашей области, он займет в здании два освободившихся кабинета. На территории ЕАО расположено 166 объектов культурного наследия — это памятники архитектуры, обелиски, памятные знаки, воинские захоронения, археологические объекты. В настоящее время  работа по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране этих памятников ведется не в полном объеме. Специалисты нового подразделения осуществят инвентаризацию и мониторинг, создадут единую компьютерную базу, а также будут решать вопросы ремонта и реставрации памятников истории и культуры. Вот для чего в первую очередь нужна реорганизация. А что касается оцифровки фильмофонда, то пока таких планов нет, потому что это не первоочередная задача. Сейчас самое главное для нас — оцифровка редких материалов из фондов областной научной библиотеки, изданий на идише, исторической литературы.

Возможно, в будущем мы переведем в цифровой формат и киноленты, хранящиеся в фильмофонде.

Выслушав две точки зрения, нетрудно сделать вывод: катастрофы не ожидается, но проблемы есть и их необходимо решать. Существует множество международных благотворительных фондов, которые готовы выделять гранты на реализацию культурных инициатив, есть такие программы и в нашей стране — например, Президентские гранты для творческих проектов и премия Правительства Российской Федерации. Возможно, стоит попробовать поучаствовать в конкурсах на их получение и таким образом спасти от забвения уникальные ленты из областного фильмофонда.

Кино из Биробиджана

Настоящее кино, снятое на пленку 35 мм, смонтированное на старом монтажном столе и побеждающее в конкурсах, было  когда-то и в нашем городе.

Сегодня мало кто помнит об этом, но в конце шестидесятых в Хабаровском краевом  культпросветучилище (теперь Биробиджанский колледж культуры) открыли отделение кино- и фотосамодеятельности, которое готовило специалистов для самых разных учреждений досуга.kino-star

— У нас была вся необходимая аппаратура, нам преподавали кинематографические дисциплины, операторское мастерство, а дипломной работой выпускников должен был стать короткий документальный фильм — их называли «десятиминутками». К сожалению, к девяностым годам все это окончательно заглохло… А ведь многих творческих людей выпустило в свет это отделение. Семен Эпштейн, Леонид Казавчинский, Лев Звенигородский… Тогда кино не только смотрели, но и делали. Даже на швейной фабрике была своя студия, раз в квартал она выпускала киножурнал. В городе можно было встретить людей с кинокамерами, сами проявляли пленку, показывали что-то на любительских проекторах, — рассказывает выпускник факультета, ныне руководитель Общества фотоискусства ЕАО Ефим Вепринский.

Главным же человеком, с чьим именем ассоциируется «эра  кино» в Биробиджане, был Ефим Николаевич Фельдман — преподаватель этого творческого отделения, фотохудожник, руководитель кружка, человек, много лет мечтавший заняться киноискусством. Ему посвящен очерк «Их фильмами восхищалась Москва» в книге Юрия Файнзильберга «России славные сыны», о которой в прошлом номере писала «БШ».

Ефим Фельдман организовал детскую киностудию в Доме пионеров. Для того чтобы она начала работать, пришлось связаться с хабаровскими документалистами и попросить помощи у них. Взрослые киношники подарили детям кинокамеру «Хроникон» с некоторым запасом пленки и выделили специальную литературу для овладения профессией. Учился вместе со своими воспитанниками и их наставник — за консультацией  обращались к хабаровским коллегам, их же приглашали на творческие встречи по выходным.  В общем, преподавателями у школьников оказывались крепкие профессионалы, главные режиссеры и операторы хабаровской телестудии. Тогда, несмотря на то, что первый опыт в обращении с пленкой детей скорее огорчал, чем радовал, все были увлечены общим делом и уверены в творческих победах.

Первый настоящий успех пришел к биробиджанской киностудии вместе с выпуском пятого киножурнала «Биробиджанский пионер» в 1959-м году. На всесоюзном смотре любительских кинофильмов киножурналу биробиджанцев было присуждено первое место. В этом же году они участвовали в выставке достижений народного хозяйства и были награждены медалями. Сам Григорий Рошаль, известный советский режиссер, лауреат госпремий, принимал их в Московском Доме кино.

Студия развивалась, в ней появлялось все больше желающих прикоснуться к миру кино и соответственно — больше аппаратуры. Работники Дальневосточной киностудии, взявшие шефство над юными биробиджанскими кинематографистами, подарили им осветительные приборы и камеру, местный кинопрокат — монтажный стол, радиокомитет — оборудование для записи звука. А пленку, для того чтобы реализовывать задуманное, кружковцы нашли сами, причем  необычным способом. Школьники обратились за помощью к тогдашнему министру культуры Екатерине Фурцевой, написали ей напрямую. Это письмо публикует Юрий Файнзильберг в своей книге: «Уважаемая тетя Катя! Мы, кружковцы киностудии при биробиджанском ДПШ, единственной на Дальнем Востоке, убедительно просим помочь нам в выделении кинопленки: негативной        10 000 м, позитивной 5000 м. Заранее благодарим вас за положительное решение нашей просьбы. Совет киностудии». Дошло ли это письмо до самой Фурцевой и как она отнеслась к обращению «тетя Катя», неизвестно, однако необходимую пленку ребята получили уже через месяц…

Новые фильмы из Биробиджана, как говорили тогда, гремели по всей стране. В 1960-м году в Ленинграде за картины «Дорогие мамы» и «Пионерские ступеньки» киностудийцы получили дипломы и премии Государственного комитета радио и телевидения. В 1962 году за фильм «12 дней в Кульдуре», рассказывающий об уникальном областном курорте и целебных свойствах его воды, удостоились первой премии. Эта лента считалась одной из лучших работ среди выпущенных детскими киностудиями страны, ее даже показывали в легендарном московском кинотеатре «Россия» и по Центральному телевидению.

ris-kinoТрудились кружковцы и над рисованными фильмами. Для того, чтобы создать свой собственный мультик, пришлось разработать  специальное оборудование для рисования, в творческой группе было задействовано около 400 человек. А в общей сложности  сделано почти   13 000 рисунков! В 1965 году мультипликационную работу «Однажды» представили на всесоюзном смотре — и снова успех: диплом первой степени, награда от популярного тогда  телевизионного журнала «Фитиль».

Увы, после столь громких побед биробиджанская киностудия просуществовала недолго. Через несколько лет ее руководитель Ефим Фельдман по личным причинам из Биробиджана уехал, а, как известно, без идейного вдохновителя любое дело рано или поздно теряет смысл. Время, когда дети резали и клеили несовершенную пленку, закончилось. Впрочем, как и эпоха, к которой прекрасно подходила известная фраза — «важнейшим из искусств для нас является кино».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *