Фотография на всю жизнь

Фотография на всю жизнь

Люди старшего поколения помнят старый, добрый деревянный Дом пионеров и школьников на улице Ленина в Биробиджане. Там прошло наше детство

Так как находился Дом пионеров через дорогу от моей родной второй школы, то я и занимался в нескольких кружках, каждый год переходя из одного в другой. Но однажды мои одноклассники и соседи Боря Пуд, Костя Гинзбург, Алик Жук и Леня Гойхман решили записаться в фотокружок. За друзьями потянулся и я.

В 60-е годы в Доме пионеров работало много сильных коллективов: киностудия, изокружок, авиамодельный, гимнастики, руководили которыми Ефим Николаевич Фельдман, Дмитрий Григорьевич Алексейцев, Виктор Васильевич Кобелев, Валентин Семенович Машков и другие педагоги.

Фотокружок еще не пользовался большой популярностью, может потому, что начал работать совсем недавно. Вел кружок Ефим Давыдович Ротенштейн, руководитель гальванической лаборатории завода силовых трансформаторов. На втором этаже Дома пионеров у нас было шикарное помещение из двух комнат. В лаборатории мы составляли растворы, проявляли пленки, печатали снимки. Ефим Давыдович терпеливо учил нас технологии фотодела, чтобы получать качественные изображения. Он часто водил нас на съемки футбола, смотров детской самодеятельности. Наш руководитель умудрялся даже добывать нам, мальчишкам-кружковцам, пропуска для прохода к трибуне во время демонстраций 1 Мая и 7 Ноября!

Три года я посещал фотокружок. Окончив восемь классов, поступил в культпросветучилище, где только открыли отделение руководителей кинофотостудий. Туда же пришел работать и Ротенштейн. Пять лет моя жизнь была связана с этим человеком. И, наверное, любовь к фотографии привил мне незаметно и ненавязчиво именно Ефим Давыдович.

Сам он увлекся фотоделом еще в молодости. В 1948 году он вместе с Ефимом Фельдманом организовал первый фотоколлектив в клубе промкооперации. Тогда в Биробиджане было множество небольших клубов, но не было Дворца культуры. И когда в 1963 году он, наконец, появился, на третьем этаже здания обосновался фотоклуб с приличной по тем временам лабораторией. Журналисты и любители фотографии собрались на первое заседание клуба. Руководили им Юрий Евлампьевич Косвинцев и Ефим Давыдович Ротенштейн. Кроме них в творческий коллектив входили журналисты Михаил Шестопалов, Ефим Корсунский и молодые фотографы Владимир Левин с «Дальсельмаша» и Григорий Коваль с мебельной фабрики. Фамилии многих других я уже и не помню. В этом году Дворец культуры отмечает свой золотой юбилей, так что пятьдесят лет исполняется и первому фотоклубу областного центра.

К открытию Дворца фотографы подготовили обширную выставку, несмотря на то что были проблемы с фотобумагой большого размера, рамами. Выставка получилась интересной, было много разговоров и обсуждений. Наверное, это была первая большая экспозиция в области. Работы были все черно-белые, цветом тогда никто не занимался. Позже еще несколько выставок провели в кинотеатре. В них принимало участие около десяти фотографов и экспонировалось не более пятидесяти работ. Однажды Ефим Ротенштейн выставил фотографию Н.С.Хрущева, которую сделал в Хабаровске. Запечатлеть руководителей государства для простого фотографа было тогда редкой удачей. И этот снимок стал центральным в экспозиции. До семидесятого года Ефим принял участие в пяти-шести фотовыставках в областном центре. Участвовал он и в выставках в Хабаровске. Проводились они там тогда нечасто, только к крупным юбилейным датам. Конкурировать с хабаровчанами было в те годы трудно, но однажды наш земляк попал в призеры, что уже было большим достижением.

В 1969 году Ефима Давыдовича пригласили в культпросветучилище преподавать фотокомпозицию и основы фотосъемки. Тогда там преподавали Ефим Николаевич Фельдман и Матвей Моисеевич Мазур. Два года Ротенштейн проработал в училище, и вдруг все трое дружно переехали жить в Ленинабад. Тогда многие обосновывались в Средней Азии. Там Ротенштейн тоже не затерялся. Работал в Агентстве печати «Новости», издательстве «Планета». Многие его фотографии печатались за пределами СССР.

Когда в конце восьмидесятых годов прошлого столетия в Ленинабаде стало жить тревожно, все его родственники переехали в Израиль. Ничего не оставалось делать и Ефиму. Так он оказался в Бат-Яме, на берегу Средиземного моря. К тому моменту ему уже было за шестьдесят и устроиться на работу по специальности было невозможно. Но увлечения своего он не оставил.

Сегодня, несмотря на возраст (ему уже за восемьдесят), Ефим Давыдович не расстается с фотоаппаратом, часто бывает в Российском культурном центре в Тель-Авиве, обучает небольшой коллектив фотографов, передает свой богатый опыт молодежи.

Ефим ВЕПРИНСКИЙ

На снимках: Ефим Ротенштейн, работы фотографа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *