Французский писатель Морис Дрюон (1918 – 2009)

Французский писатель Морис Дрюон  (1918 – 2009)

tass.ru

Любой человек достоин лучшего удела, чем тот, который он себе избирает.

Французский писатель. Родился в Париже. Сын актера Лазаря Касселя, выходца-еврея из Оренбурга, который вместе с семьей в 1908 году покинул Россию и переехал в Ниццу. Морис позднее взял фамилию своего отчима Рене Дрюона. Детские годы писателя прошли в Нормандии, а публиковаться он начал в возрасте восемнадцати лет, выступая с обозрениями в литературных журналах. Учился в Парижском университете на факультете политических наук, в военной школе в городе Сомюр. Участвовал в боях по защите Франции от фашистов, а также – во французском Сопротивлении. В 1943 году вместе с дядей Жозефом Кесселем написал «Песню партизан», ставшую неофициальным гимном французского Сопротивления во время Второй мировой войны, таким же известным в Европе, как «Темная ночь» или «Вставай, страна огромная» в Советском Союзе. Эта песня принесла известность Морису Дрюону и вдохновила его на создание трилогии «Сильные мира сего». С 1946 года он целиком посвящает себя литературной карьере, через два года публикует первый роман трилогии, принесший ему Гонкуровскую премию. Второй и третий романы вышли в 1950 и 1951 годах. В трилогии реалистически воссоздана эпоха между двумя войнами, история нравственной и политической деградации правящей касты. Мировую славу писателю принесли остросюжетные исторические романы, составившие семитомный цикл «Проклятые короли» (1955-1977), хорошо известный в России. Всего Морис Дрюон написал свыше 50 романов, драматургических поэм и пьес. За успехи в литературном творчестве он был удостоен премий принца Монако, Сен-Симона и д’Обине соответственно. В июле 1993 года указом президента РФ Бориса Ельцина Морис Дрюон был награжден орденом Дружбы народов «за большой вклад в развитие и укрепление культурных связей между Россией и Францией», а в 2007 году писатель стал иностранным членом Российской академии наук.

 

Было время, когда я не выносил даже вида новорожденного, – продолжал он. – Меня просто мутило. Слепое создание без малейшего проблеска мысли… Крохотные ручки и ножки со студенистыми косточками… Повинуясь какому-то таинственному закону, клетки в один прекрасный день прекращают свой рост… Почему мы начинаем ссыхаться?.. Почему превращаемся в таких вот, какими мы нынче стали? – добавил он со вздохом. – Кончаешь жить, так ничего и не поняв, точь-в-точь как этот младенец.

 

Но никто не мог бы сказать, двадцать ли тысяч направляли труд двух миллионов и обращали его себе на пользу, или же два миллиона, движимые потребностью действовать, торговать, восхищаться, ощущать себя причастными к славе, увенчивали избранных диадемой.

 

С Парижем произошло то, что происходит с людьми, о которых говорят: «Он в одну неделю постарел на десять лет». За четыре года войны Франция состарилась на целый век, и возможно, то был последний век великой цивилизации; вот почему ненасытная жажда жизни, отличавшая в те годы Париж, напоминала лихорадочное возбуждение чахоточного.

 

Он понимал, что подошел к самому краю бездны по имени Небытие. Ей суждено навеки поглотить его, и от личности поэта Ла Моннери на земле останется лишь то, что смогут сохранить труды, подобные этой диссертации, – беглое изображение, плоское, как офорт, безжизненное, как гипсовый бюст, лживое, как история.

 

Сколько безвозвратно утраченных мыслей приходится на одну уцелевшую!

 

Великие люди подают друг другу руку перед лицом вечности.

Гениальность рода человеческого – величина постоянная, подобно тому как постоянно количество редких газов в земной атмосфере; Симон был уверен, что составляет частицу этой постоянной величины, принадлежит к числу тех, кто ведет всех прочих смертных по дорогам мечты и деяния.

 

Но такие даты, как 1846 или 1876 год, совершенно им не знакомые и бесконечно далекие от них, заставляли школьников лишь удивляться тому, что до сих пор, оказывается, еще не перевелись люди, жившие в столь давние времена.

 

Любой человек достоин лучшего удела, чем тот, который он себе избирает.

 

Человеку всегда нужно иметь рядом кого-нибудь, с кем он может быть самим собой.

 

Когда происходит что-либо неприятное, нужно всегда спросить себя: сколько времени понадобится для того, чтобы случившееся потеряло всякое значение?

 

Достигнув известного возраста, люди, пользующиеся определенной репутацией, вынуждены отвечать тому представлению, какое о них сложилось: памфлетист должен писать памфлеты, человек учтивый – проявлять учтивость; даже фантазер, состарившись, обязан предаваться фантазиям.

 

Ничто так не льстит людям, как откровенность человека, облеченного властью.

 

Больше он не завидовал другим; напротив, отныне другие могли завидовать ему, и, следовательно, у него были все основания чувствовать себя счастливым.

 

Смерть дорогого нам существа, погибшего в расцвете сил, подрывает самые основы веры и порождает неверие, которое почти невозможно преодолеть.

 

В большинстве своем люди всю жизнь только и делают, что утрачивают надежды и чаяния, присущие им в двадцать лет.

 

Когда проходит время любовных утех, только удовлетворенное тщеславие способно дать человеку радость или, по крайней мере, развлечь его.

 

Мужество нужно человеку лишь для того, чтобы достойно умереть.

 

– Утверждают, будто армейская жизнь помогает человеку лучше сохраниться, – проговорил он. – Так вот, это неверно. Она превращает людей в мумии, только и всего! Военный в пятьдесят лет – конченый человек… У них прекрасная выправка, это бесспорно! Но серое вещество их мозга каменеет.

 

Цивилизация, города, чувства, изящные искусства, законы и армии – все рождено страхом и особенно высшей его формой – страхом смерти.

 

Когда человек… посвящает все свои силы, всю свою жизнь… упорному, возвышенному труду… он никогда не позволит себе почить на лаврах, считая, что труд этот уже завершен.

 

В жизни всех влюбленных наступает идеальная минута для разлуки, как и для встречи.

 

Всякая любовь, представляющаяся людям чрезмерной, есть путь к Богу.

 

Испытывать страх еще можно, но показывать, что боишься, просто непозволительно!

Цитаты из романа «Сильные мира сего»

Подготовила Анастасия Кадина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *