ФРОНТОВОЙ ЮМОР

ФРОНТОВОЙ ЮМОР

1 апреля премьер-министр Англии Уинстон Черчилль направил президенту США Франклину Рузвельту послание, в котором высказывались такие соображения: «…Русские армии, несомненно, захватят всю Австрию и войдут в Вену

Если они захватят также Берлин, то не создастся ли у них слишком преувеличенное представление о том, будто они внесли подавляющий вклад в нашу общую победу, и не может ли это привести их к такому умонастроению, которое вызовет серьезные и весьма значительные трудности в будущем? Поэтому я считаю, что с политической точки зрения нам следует продвигаться в Германии как можно дальше на восток и что в том случае, если Берлин окажется в пределах нашей досягаемости, мы, несомненно, должны его взять…» Через месяц Берлин взяли советские войска, а над рейхстагом взвилось Знамя Победы. 

А было ли на войне место смеху и веселью? Конечно, ведь не смеется над врагом только тот, кто его боится.

Первыми ударили смехом по врагу художники-карикатуристы.  Уже на второй день с начала войны появился сатирический плакат художников Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». 

В искусстве сатирического плаката работали талантливые художники Б.Ефимов, М. Серебряный, А. Кокорекин, В. Денни, Н. Долгоруков и многие другие. Карикатура имела положительное воздействие на наших бойцов и командиров, а также раздражающе действовала на врага. Взбешенный издевательскими картинками, Гитлер обещал повесить художников Кукрыниксов и Бориса Ефимова.

Даже в тяжелые дни блокады Ленинграда художники не отказались от такого оружия, как юмор и сатира. Свои творческие усилия они сосредоточили в объединении «Боевой карандаш». Их плакаты зачастую напоминали короткие комиксы из трех-шести рисунков. Ленинградские художники из-за отсутствия электроэнергии вынуждены были вручную печатать эстампы. Жители блокадного города с нетерпением ждали каждую работу «Боевого карандаша».

С зимы 1945 года и до окончания войны в войсках выпускался острый сатирический журнал «Фронтовой юмор». На военную тематику перешел и известный журнал «Крокодил».

По части юмора не отступало и «важнейшее из искусств». Первой военной комедией стал фильм «Антоша Рыбкин». В нем главный герой, переодевшись в немецкую форму, лихо расправляется с врагами. Немцы в фильме представлены болванами и пьяницами, которых без труда может победить даже ничем не примечательный повар Антоша. К комедиям военного времени относятся «Небесный тихоход», «Беспокойное хозяйство» и многие другие фильмы, которые интересны и современному зрителю.

В годы войны работали четыре тысячи фронтовых концертных бригад.  Особой популярностью пользовались выступления Аркадия Райкина, джазового коллектива Леонида Утесова, кукольного театра Сергея Образцова.

В 1942 году начала печататься «Книга про бойца», известная нам как поэма «Василий Теркин». Герой этого произведения – простой, неунывающий солдат, который может найти выход из любого безвыходного положения. Солдатам ближе был образ находчивого балагура, чем плакатный герой. Иллюстрацией к этому может служить известное живописное полотно художника Непринцева «Отдых после боя».

В первые дни войны раздавались голоса против всяких смешных и карикатурных изображений врага. Мол, нужны только гневные и суровые образы наших бойцов.  Четыре героических года показали, что юмору есть место на войне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *