ГЕКТАР НАШ ТУРИСТИЧЕСКИЙ

ГЕКТАР НАШ ТУРИСТИЧЕСКИЙ

Фото Агентства по РЧК на ДВ

Имеет ли ЕАО шанс стать заметным туристическим центром в ДФО?

В Послании Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин указал на необходимость повышения туристической привлекательности Дальнего Востока России. А как обстоят дела с использованием рекреационных ресурсов в ЕАО?

 

Снег да горы

Одна из новых возможностей для развития туризма, которую предлагают жителям Дальнего Востока, — это использование «дальневосточных гектаров» для создания турбизнеса. В ЕАО пока всего пять человек заявили, что берут землю для этих целей. Автору этих строк удалось поговорить с тремя из них, но только один из «гектарщиков» действительно планирует развивать на выделенной ему бесплатно земле рекреационный проект.

Энтузиаста зовут Максим Горбунов. Он является сотрудником горно-лыжного комплекса «Гора Змеиная» в Облученском районе (комплекс работает в области с 1967 года) и взял землю для его расширения. Сейчас там идёт строительство новой трассы, на которой могли бы заниматься дети из местной спортивной школы. Пока они — главные «клиенты» лыжного комплекса.

— Решено подготовить склон более сложный и лучше подходящий для спортивной подготовки. Сейчас обустраивается трасса, со временем будут установлены системы оснежения и освещения, чтобы лыжники могли тренироваться и в тёмное время суток. Зимой, как известно, темнеет рано, — рассказал Максим Горбунов.

Максим Олегович уже десять лет работает в направлении горнолыжного спорта. Землю он взял несколько лет назад. Раньше оформить её было сложно, а тут появилась возможность бесплатно получить «дальневосточный гектар», которой он и воспользовался.

Работы освоители ДВ-гектара ведут своими силами, новую горнолыжную трассу планируют запустить к следующей зиме. Но всё-таки это будет не турбизнес, а спортивная трасса, которая не принесёт экономической выгоды. В планах — проводить учебные сборы местных спортсменов и приезжих из других городов в горах Облученского района, где снежный покров держится дольше, чем в других частях ЕАО.

Как выяснила «Биробиджанская звезда», в Еврейской автономной области заключено чуть более 1700 договоров на получение «дальневосточного гектара». Напомним, при этом всего пять договоров на получение участков, предназначаемых для туристических целей. То есть в этих случаях претенденты на бесплатные гектары сразу указали, что берут землю для реализации рекреационных проектов. При этом в целом на Дальнем Востоке от общего числа полученных гектаров почти двенадцать процентов — «туристических». Видимо, у наших освоителей земли данная тема интереса не вызывает…

 

Гектара не хватит

Заместитель начальника управления экономики правительства области Аркадий Уманский также говорит, что ему не известны предложения предпринимателей, изъявивших желание воспользоваться возможностью развивать турбизнес на условиях освоения ДВ-гектара. Но в управлении экономики были бы рады, если бы такие предложения появились. Тем не менее он считает, что развить туризм на одном гектаре и нельзя – для серьёзного проекта земли слишком мало.

— У нас в области немного предпринимателей, которые бы развивали рекреационный сектор. Турфирмы в основном ориентированы на туризм выездной. Хотя сейчас ситуация немного изменилась, и появились тенденции к росту въездного и внутреннего туризма, — вводит в курс дела Аркадий Израилевич. — При этом туристических компаний, которые могли бы оказывать весь спектр услуг, связанных с посещением нашей области, немного. У нас существует только четыре официальных туристических оператора, которые имеют право создавать туристические маршруты и реализовывать их. К нам едут в основном китайские туристы, но у них стали популярны шоп-туры после снижения курса рубля к юаню. Также приезжают предприниматели — как правило, из Китая. Такая практика развивается.

За прошлый год, по данным управления экономики правительства ЕАО, через туристические компании на территорию области въехало чуть более трёх тысяч иностранцев. Это на двадцать процентов больше, чем за год до этого. Чтобы поддержать въездной туризм, нужно стимулировать интерес потенциальных гостей организацией новых туристских маршрутов, интересных экскурсий, с широким использованием имеющихся преимуществ туристической привлекательности области. Но для этого нужны специально подготовленные специалисты, работающие в турбизнесе. Также важна инфраструктура, при этом с нынешнего года все гостиницы, туристические базы и горнолыжные трассы должны быть сертифицированы.

У нас в области локомотивом развития туристического сектора могла бы выступить санаторно-курортная зона Кульдура. Это вроде бы очевидный ответ. О необходимости ребрендинга территории (в СССР курорт «Кульдур» в ЕАО считался здравницей всесоюзного значения!) заговорили еще несколько лет назад. Но для этого нужны крупные инвесторы. А когда и откуда они придут — это не один,
а уже два разных вопроса…

 

А турист у нас ненастоящий!

Управление экономики правительства области стремится активизировать работу туркомпаний через различные мероприятия, на которых рассматриваются вопросы развития туризма на территории области, предлагает туристическим организациям варианты увеличения внутреннего и въездного туризма. Предлагает использовать возможности участия в различных ярмарках и выставках, где можно было бы представить собственные возможности и туристическую привлекательность региона. Но…

Аркадий Уманский предполагает, что причина неразвитости турсектора у нас в области заключается в нехватке финансовых средств и отсутствии личной заинтересованности туроператоров в развитии собственного бизнеса.

Несколько лет назад «Биробиджанская звезда» писала о том, что региональные туристические компании испытали большой стресс в связи с подорожанием юаня по отношению к рублю. Тогда очень сильно упал выездной поток российских туристов, что составляло основную статью доходов туристских организаций. Вероятно, это также сказалось на возможностях туркомпаний инвестировать средства в развитие туризма.

Сейчас турпоток несколько восстановился, но фактически к нам приезжают «ненастоящие туристы». Просто наши шоп-туры в Китай (турфирмы их так и заявляли в своей рекламе) сменились китайскими шоп-турами к нам. Такие люди прибывают в другую страну не с познавательными, не с оздоровительными целями, а, как правило, ненадолго, за покупками, в связи с установившимся выгодным курсом рубля и юаня, и по делам. Тут не сработает «золотое правило» туротрасли, которая, говорят, может потянуть за собой развитие 50 других секторов экономики… Мелкие турфирмы, похоже, устраивает текущее состояние дел, потому что работать с подобными турами банально проще.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

 А+Б =… снова А?

У нас мало не только «туристических гектаров», но и турфирм, занимающихся эффективным въездным туризмом

Туристический сектор ЕАО, судя по комментариям от управления экономики правительства области, у нас в регионе развит слабо. Может быть, у нас редко берут бесплатные гектары для рекреационных целей потому, что они используются лишь как «подспорье» уже действующим проектам?

Скажем, занимался кто-то фермерством — расширил поле на четыре-пять гектаров, взятых на каждого члена семьи. По сути, в экономической структуре региона от этого ничего не изменилось. Всё как в казавшейся безумной в XIX веке алгебре Джоджа Буля, уверявшего современников, что А+Б=… снова А. При условии, что Б — всего лишь часть, входящая в множество А…

И хабаровчане, развивающие горный туризм (на фото к этому материалу), и Максим Горбунов в нашем Облученском районе тоже брали дополнительные гектары для уже существующих объектов. У нас сейчас нет развитой туротрасли, нет уже работающих полноценных туристических комплексов, нуждающихся в расширении. Нет для этого и профильных компаний «средней руки», обладающих достаточными средствами и квалифицированными кадрами для качественного развития.

Возможно, дело так сложилось потому, что в небогатом регионе трудно отыскать достаточно платежеспособного инвестора, который сумеет довести свой бизнес до уровня международных стандартов. В этом и заключается проблема, требующая решения.

 

Денис Фетисов, временно исполняющий обязанности директора ИКАРП ДВО РАН , о развитии туризма в ЕАО

Он защищал кандидатскую диссертацию по теме «Природные рекреационные ресурсы Еврейской автономной области: потенциал и перспективы использования». По его словам, в Приморье очень развит туризм выходного дня, также регион посещает большое количество групп из Китая. В Хабаровском крае получил развитие природный «элитный» туризм, когда, к примеру, обеспеченному человеку организовывают незабываемую рыбалку или охоту в отдаленной местности, глубоко в тайге.

С точки зрения нашего собеседника, возможно, в перспективе хабаровчанам будет интересно приобретение в Еврейской автономной области загородных домов для проживания в летний сезон.

Такое явление сегодня распространено среди жителей больших городов в европейской части России. Такая ситуация выгодна и сельчанам, которые обычно продают горожанам экологически чистые продукты собственного производства. Но нужно понять, насколько это реально востребовано?

Если говорить в целом о развитии туризма, то, по словам Дениса Фетисова, все регионы Дальнего Востока в стратегиях своего развития основную ставку делают на использование природных ресурсов, а культурно-исторических объектов у нас мало. К тому же у ЕАО есть свои трудности.

— Еврейской автономии достаточно сложно конкурировать с другими регионами юга Дальнего Востока, где природные объекты туризма сходны. В такой ситуации решающими факторами для выбора туристами региона для посещения становятся развитость индустрии гостеприимства (наличие гостиниц разных категорий, кафе и ресторанов с различной кухней и ценовой категорией и др.) и транспортное положение. К примеру, в Хабаровске и Владивостоке есть аэропорты. Турист, желающий посетить российский Дальний Восток, попадает именно в эти регионы. И его интерес к местной природе вполне может быть удовлетворен непосредственно в Хабаровском крае или Приморье. Возможно, ситуация изменится после строительства мостового железнодорожного перехода через реку Амур «Нижнеленинское-Тунцзян» и появлением не только грузовых, но и пассажирских перевозок.

Развитие в ЕАО туризма, ориентированного на потребности местных жителей, наталкивается на малочисленность жителей региона и сравнительно невысокий уровень дохода его жителей. Актуальным также остается вопрос поиска регионом своего «лица» — туристского брэнда, привлекательного образа. Похоже, что сейчас область делает ставку на свой национальный статус, на еврейский колорит и культуру.

Основным объектом, наиболее привлекательным для потенциального инвестора, определена курортная зона «Кульдур» с уникальными лечебными минеральными водами. Интересным брэндовым объектом для развития туризма в ЕАО могут выступить так называемые Хинганские щёки — место прорыва рекой Амур горного хребта Малый Хинган. Сегодня у нас эта территория не освоена и труднодоступна как в транспортном, так и в правовом отношении (приграничная зона). А вот Китай на правом берегу Амура активно использует этот ресурс для развития туризма, мифологизируя его как «Ущелье чёрного дракона»…

Чтобы развивать туризм, нужны инвестиции, и тут важно найти спрос на потенциальное туристское предложение ЕАО. Кроме местного населения можно и нужно ориентироваться на иностранцев. А тут нужно сначала понять: что их интересует? — ставит новый вопрос учёный.

Чтобы ориентировать на нас жителей Азии, с точки зрения Дениса Михайловича, можно сделать упор на посещение особо охраняемых природных территорий. За рубежом, в странах, все равнинные пространства которых заняты под сельское хозяйство, застроены городами и дорогами, посещение туристом дикой природы означает выезд в природный резерват, в первую очередь, национальный парк со строгим соблюдением всех ограничений, которые накладывает такое путешествие.

Кроме того, для жителей Поднебесной и Южной Кореи Россия — это ближайшая к ним европейская страна. Им Россия интересна культурой, бытом людей, их образом жизни и т.д. В Корее пока мало знают о нас. На правом берегу Амура многое делается в развитии туризма с ориентировкой на знакомство с северным соседом. За этим аспектом уже следует национальный еврейский компонент нашей области.

 

Тамара Рубцова, заведующая лабораторией региональных биоценологических исследований ИКАРП ДВО РАН, предлагает развивать в ЕАО экологический туризм

Такой туризм может быть не только интересным многим людям и эффективным экономически, но и будет благотворно сказываться на экологическом просвещении населения. Кроме того, с точки зрения учёного, туризм мог бы дать работу местным жителям. Но для этого нужно работать над тем, чтобы этот вид туризма «пустил корни» в нашей области.

— Мы должны предлагать не только то, что интересно учёным, но и простым жителям города и области, потенциальным туристам, — говорит Тамара Александровна. — Два года назад мы разработали эколого-туристический маршрут, который называется «По Хинганской стране». Его передали в правительство области, представили на III Восточном экономическом форуме. Кроме того, правительство области интересуется, как можно использовать особо охраняемые природные территории области для экологического туризма.

Но чтобы всё это заработало, чтобы люди поехали, нужны организации, которые взялись бы за обустройство маршрутов и проведение экскурсий. На это нужны деньги. Нужны оборудование, подготовленные гиды и описание маршрутов. В этом мог бы участвовать бизнес, но ему необходимо видеть целесообразность. Я думаю, что государственные и природоохранные структуры должны думать об экологическом образовании и просвещение населения. Этому способствует и экологический туризм. Например, любители отдыха на природе у нас не раз сплавлялись на лодках по рекам автономии — Бире, Амуру. Возможно, если бы эти сплавы организовывали специалисты, гарантирующие определённый уровень безопасности, проводилась реклама подобных сплавов, желающих принять участие в них было бы больше.

Тамара Александровна считает, что нужны структуры, которые могли бы взяться за организацию турпоходов, а научное сообщество не осталось бы в стороне. Учёные предлагают пять экологических маршрутов по территории Еврейской автономии. Среди них два многодневных – сплав по Бире и упомянутый выше сплав «По Хинганской стране». Его специалисты описали подробно, рассчитали расходы, которые понесла бы турфирма и каждый член группы (получилось чуть больше шести тысяч на пять дней пути на человека). Составили список снаряжения, выяснили, где можно было бы остановиться. Описали достопримечательности. Маршрут позволяет узнать как природные памятники и интересные объекты Облученского района, так и познакомиться с рукотворными объектами. К примеру, посетить с экскурсией рыбоводные заводы.

С точки зрения учёных, организацией поездок могли бы заниматься сам ИКАРП ДВО РАН, заповедник «Бастак» на своей территории, ПГУ им. Шолом-Алейхема, санаторий «Кульдур», горнолыжная база «Фома», а также другие организации, имеющие ресурсы для проведения выездов на природу.

 

В 30-ти километрах от Биробиджана в междуречье рек 3-я Щукинка  и Большой Ушумун есть памятник природы: скальный останец вулканического происхождения, именуемый как «Камень-Монах». Стоит он один прямо посреди леса, больше подобных объектов в округе нет. Ехать сюда желательно зимой, летом местность болотистая и не для всякой колесной техники.

Информация и фото: cvarnou.livejournal.com

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − четыре =