Гению – бессмертие, потомкам – мифы…

Гению – бессмертие, потомкам – мифы…

К 200-летию со дня рождения Лермонтова

О Лермонтове мы помним еще со школы. Знаем, что это великий русский поэт, который написал «Бородино», «Мцыри», «Герой нашего времени» и много замечательных стихотворений. Помним, что Михаил Юрьевич служил в кавалерийском полку и прославился, написав стихи на смерть Пушкина; что он, как и Пушкин, стрелялся на дуэли, где трагически погиб. Сегодня Лермонтова называют одной из исторических фигур, породившей наибольшее в истории литературы количество мифов о себе. И мифы появились весьма интересные. Порой куда привлекательнее истинной биографии…

Казалось бы, кто, как не современники, должен доподлинно рассказать нам о гении? Но, вчитываясь в их воспоминания, не устаешь удивляться разнице описаний. Одни пишут о Лермонтове «блондин», другие — «брюнет»! Некоторые характеризуют Лермонтова как человека злого, тщеславного и мстительного, с уродливым лицом и маленькими злыми глазками. Для других поэт был добрым и отзывчивым, с умными глазами, производящими чарующее впечатление. 

Конечно, глядя на портреты писателя, трудно поверить, что Лермонтов был некрасив. Но знакомясь даже со столь противоречивыми описаниями его внешности, понимаешь — этот человек мог производить на окружающих сильнейшее впечатление. И кажется, поэт сам решал, каким оно будет. Даже известный критик Белинский после двух встреч с поэтом оставил два совершенно противоречивых отзыва о нем.

Лермонтов так и остался не понят и не разгадан ни современниками, ни прижизненными критиками. Прошло время — за дело взялись модернисты…

Александр Блок полагал, что «Лермонтов — писатель, которому не посчастливилось ни в количестве монографий, ни в истинной любви потомства». Многим исследователям поэт просто «не по зубам». Так сложилось обывательское мнение, что Лермонтов был только бретёр (задира, забияка, скандалист — прим. авт.) и «крутящий усы армейский слагатель страстных романсов». В модернизированном мифе Блока поэт предстает в двух воплощениях. Первое из них — закутанный «в плащ из тумана» Демон (как бы автопортрет поэта в одноименной поэме), «с улыбкой вещей скуки» наблюдающий «образы мира, витающие у ног его». Второе воплощение — гусар, крутящий ус у ног «любовницы»: это лермонтовский земной облик. Лермонтов-Демон находится над этим миром, он наблюдатель. Лермонтов-гусар растворен в мире, он его законная часть. 

«С презрительной улыбкой» пророческой скуки наблюдал Демон повторяющийся круговорот ошибок. (Дуэль с Мартыновым — не одна ли из них?) Потому перед смертью Лермонтов улыбался спокойно и почти весело: он знал, что убить можно лишь офицера, но не вечного могучего демона, носителя лермонтовского творческого гения. 

«Кажется, он [Лермонтов] сам… смутно чувствовал в себе это “не совсем человеческое”… что надо скрывать от людей… Отсюда — бесконечная замкнутость, отчужденность… Он мстит миру за то, что сам не от мира сего; мстит людям за то, что сам “не совсем человек”», — пишет Дмитрий Мережковский.

Затем у загадки появилось имя — «сверхчеловек». Первым это «новое» имя произнес Владимир Соловьев. А философ, писатель-модернист Мережковский так писал об этом: «Вл. Соловьев первый… не опустил глаз перед невыносимо тяжелым взором Лермонтова и, глядя ему прямо в глаза, произнес: “Сверхчеловек”. И слово это, как свеча, вдруг поднесенная к лицу оборотня, осветило его».

«Демонизм» Лермонтова еще и в том, что он стал пророком своей судьбы в большей степени, чем кто-либо из поэтов. Как же иначе объяснить лермонтовский «Сон»? Стихотворение написано в 1841 году, в самый год смерти. Это видение такой ужасающей ясности, что секундант Лермонтова, князь Васильчиков, описывая дуэль через 30 лет, употребляет те же слова, что Лермонтов.  «В правом боку дымилась рана, а в левом сочилась кровь», — говорит князь Васильчиков. 

«Глубокая еще дымилась рана, 
По капле кровь сочилася моя»,  — говорит Лермонтов. 
Или даже более знаменитое: 
«Настанет год, 
России черный год, 
Когда царей 
Корона упадёт». 

И современники Лермонтова, и жившие позже его революционные почитатели с падением самодержавия связывали надежды на освобождение России, на «царство света», а он — наоборот. И опять во многом угадал… Анна Ахматова как-то заметила, что главные «лермонтовские» даты для России — роковые. Родился в 1814 году — в год столетия Лермонтова началась Первая мировая война, разрушившая Россию. А в год столетия смерти поэта началась Великая Отечественная… Сейчас на календаре 2014-й — год двухсотлетия великого поэта, и как-то точнее хочется понять возможности его пророчеств. Прервалось ли «лермонтовское проклятие» для России?

Евгения Маркелова

Рисунок Владислава ЦАПА

200 лет — юбилей с большой буквы. Память о Лермонтове живет не только в его стихах и прозе, она живет и в улицах, названных его именем и разбросанных по всем городам нашей большой страны. Мы прошлись по своей улице Лермонтова и спросили ее обитателей, что они помнят о поэте.

Кто бывал на улице Лермонтова? Эта неказистая улица находится на правобережной части города. Асфальта нет, покосившиеся дома и 33заборчики то ли от времени, то ли от “без заботной” руки хозяина… В общем, глядя на эту улицу, невольно всплывают в голове лермонтовские строчки “Прощай, немытая Россия…”. Жители здесь не избалованы вниманием, поэтому нас встретили радушно. 

Галина Федоровна и Борис Федорович Крючковы живут на улице имени классика с 1958 года. Про Лермонтова они так ничего и не вспомнили, зато охотно рассказали, что их уже третий год затапливает.

— Не добьюсь никак, вон какое болото развели! В прошлом году вода до дома добралась, помидоры пропали, а ведь только краснеть начали… Вот что я могу сказать к юбилею Лермонтова! — поделился своей болью и проблемами Борис Федорович. 

— Лермонтов есть Лермонтов, а улица — это болото натуральное. Молодых на улице почти не осталось, живут в основном пенсионеры. Несколько лет назад здесь поселились цыгане — вот, собственно, и все, что нам рассказала о своей родной улице эта женщина с нелегкой судьбой, потерявшая сына и оставленная внуками и правнуками… Какое ей дело до поэтов и их поэзии, когда вокруг такие проблемы?

Мужчина, ремонтировавший свой автомобиль, узнав, что мы из газеты, ничего о Лермонтове не рассказал, только попросил разобраться с уличным комитетом, который совсем не работает, а между тем улицу из года в год топит. Что ж делать, мы отправились в дом, где живет председатель поселкового комитета Валентина Карташкова. Кстати, мы ее оторвали от каких-то дел, потому что из кармана у нее торчала морковка. А говорят, что комитет не работает…

Валентина Дмитриевна живет здесь уже полсотни лет и является ровесницей области. Ее любимый поэт — Есенин, зато про Лермонтова она знала больше всех с улицы, даже процитировала нам “Бородино”. Как она сама призналась, это стихотворение она даже не заучивала, слышала только, как старший брат ходил по избе и учил его, так и запомнила.

Ее соседки, дамы лет 30, о Лермонтове совсем ничего сказать не смогли. Впрочем, и других поэтов тоже не вспомнили. На вопрос, как же они учились в школе, что ничего не помнят, а их восьмидесятилетняя соседка помнит, только отмахнулись: «Она же поселковый комитет, она должна все знать».

После прогулки по улице имени поэта мы, справедливости ради, решили пройтись по центральным улицам города с этими же вопросами. В конце концов, люди же не виноваты, что их улица называется так, а не иначе.

Наталья, 37 лет:

— Я больше люблю Пушкина, но «Белеет парус одинокий» еще никто не забыл, в школе его учат до сих пор. Михаил Юрьевич — великий русский поэт, писал красивые стихи, правда, был одинок. Он часто ездил на Кавказ, наверное, пытался разрешить так свои внутренние конфликты. Погиб на дуэли, но мне кажется, что это была глупость.

Людмила, 69 лет:

— Поэт хороший, но вне школы я его не читала. Из биографии помню, что он на Кавказе воевал, там и погиб, а вот как — уже не помню… Столько лет прошло, целая жизнь. Стыдно, что не знаю. Но я помню еще со школы «Мцыри», стихи на смерть Пушкина, еще что-то про Кавказ, поэму «Демон».

Никита, 16 лет:

— Ничего на ум не приходит… Лермонтов — великий человек, вот.

 Ксения, 33 года:

— Я в школе выпускное сочинение про Печорина писала. И когда в институт поступала, тоже выбрала тему для сочинения, связанную с Михаилом Юрьевичем. Очень нравятся его стихи, правда, в любовной лирике он не очень хорошо описывает женщин. Мне кажется, что он так свою злость на них срывает, но ему простительно. 

Алексей, 31 год:

— Лермонтова по школьной программе читал, да и сейчас время от времени на него внимание обращаю. Мое любимое произведение «Мцыри». Его, как правило, и перечитываю. Нравится то, как в произведении отражено патриотическое чувство. Думаю, что Михаил Юрьевич актуален сейчас потому, что был очень тесно связан с Кавказом, который в современной российской истории часто дает о себе знать. Кавказ — часть России, но часть очень конфликтная. Там Лермонтов и был убит на дуэли офицером Мартыновым. 

Евгения Маркелова

Илья ВОРОБЬЕВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *