Гости небесные и земные

Гости небесные  и земные

Фото с сайта kinopoisk.ru

В атмосферу Суккота и еврейского ортодоксального квартала приглашают погрузиться авторы израильской киноленты «Ушпизин»

«Ушпизин» (в переводе – «Гости») – очень добрый трогательный философский фильм. Снятая в 2004 году в Израиле кинолента, конечно же, прежде всего адресована еврейскому зрителю. Однако темы, которые затронули сценаристы, не оставят равнодушным любого человека, вне зависимости от национальности и вероисповедания. Это вопрос веры, человеческой доброты, взаимопомощи, стремления стать лучше, самосовершенствования, преодоления трудностей, испытания на прочность, возвращения к своим корням, любви и прощения, желания простого человеческого счастья.

Основные события происходят в Иерусалиме в еврейский праздник Суккот – праздник шалашей. Хотя нам показывают современный мир, события тесно переплетаются с историей из Торы – историей Авраама и Сары, которым Вс-вышний обещал сына. «Ушпизин» погружает зрителя в непривычный мир ортодоксального иудаизма. То, что поначалу кажется странным, по мере развития событий становится понятным и близким, пожалуй, каждому.

Да, это не кассовый голливудский блокбастер с лихо закрученным сюжетом и спецэффектами. «Ушпизин» – это фильм-притча, наполненный философскими высказываниями, которые заставляют задуматься, а правильно ли мы себя ведем с окружающими нас людьми, правильно ли мы поступаем. При всей своей большой смысловой нагрузке в киноленте нет навязчивой назидательности, догматичности, давления на зрителя.

«Ушпизин» – это первый фильм, созданный представителями религиозной еврейской общины в сотрудничестве со светскими представителями киноиндустрии. Картина была трижды номинирована на национальную премию Ophir Awards («израильский Оскар»), Шули Ранд, исполнивший роль главного героя Моше, победил в номинации «Лучший актер». Фильм также был номинирован за лучший сценарий, а Шол Мизрахи (исполнитель роли Элиягу) – как лучший актер второго плана. В целом «Ушпизин» получил теплые отзывы зрителей и стал одним из самых успешных израильских фильмов 2005 года по кассовым сборам. Картина снискала большую любовь зрителей как религиозных, так и светских. Кстати, сценарист и исполнитель главной роли, израильский актер Шули Ранд, действительно ведет ультраортодоксальный образ жизни и живет в иудейском религиозном квартале под Иерусалимом Меа Шеарим вместе со своей женой (по фильму и по жизни) Михаль Бат-Шева Ранд.

В центре сюжета религиозная семья, много времени проводящая в молитвах. Моше Беланга и Мали любят друг друга. «Что я без тебя? – говорит главный герой жене. – Ничего! Полчеловека». Супруги живут в вере и мечтают о чуде – рождении сына. Хотя они уже много лет в браке, но Вс-вышний не послал им детей.

Моше и Мали живут очень скромно, в канун Суккота у них не оказывается денег, чтобы построить шалаш, накрыть стол и купить четыре вида растений для исполнения заповедей. Супруги молятся о чуде, и оно свершается. Сначала друг Моше Бен Барух раздобыл для него сукку, затем они получают  неожиданный подарок – деньги, на которые Моше покупает роскошный этрог («благословение на сыновей» – объясняет он), а Мали – новые серьги. Теперь у супругов есть возможность исполнить все заповеди праздника. Считается, что в эти дни сукку посещают семь особенных, святых гостей – ушпизин – души праотцов, великих праведников (Авраам, Ицхак, Яаков, Йосеф, Моше, Аарон и Давид). А потому у иудеев принято любого человека, даже бедняка, принимать и угощать так, словно к ним пожаловал сам ушпизин.

Однако, вместо «высоких гостей» на голову Моше и Мали «сваливается» пара беглых преступников – Йосеф и Элиягу, двоюродный брат Моше. Гости – люди  далекие от еврейской традиции, праведного образа жизни. Они из прошлого Моше. Оказывается, главный герой далеко не всегда был таким праведным. Раньше он был очень вспыльчивым и однажды напал на человека. Поэтому Элиягу не верит в праведность Моше. «Успеть бы исправить все, что я натворил», – раскаивается главный герой. Поэтому Моше предстоит своими поступками убедить двоюродного брата в том, что он действительно изменился, стал другим, глубоко верующим человеком. Религиозная семья принимает неожиданных визитеров, посланных Вс-вышним, с почтением.

Гости ведут себя вызывающе, это отмечает при встрече с раввином главный герой: «Ребе, мои гости совсем не святые. Это люди, далекие от Торы и заповедей». «Замечательно. Это шанс вернуть заблудших. Не забывай, где недавно был сам», – напутствует ему ребе.

Став случайным свидетелем неприятного разговора Элиягу и Йосефа, Моше решает обманом избавиться от неправедных гостей и выпроваживает их. Позже супруги раскаиваются в содеянном. Мали уверена, что это было испытание, посланное им Вс-вышним, подобно Аврааму и Саре, которые также молили о сыне. Гости возвращаются, и семья принимает их как ушпизин, всячески стараясь им угодить.

Моше узнает, что его друг Бен Барух из благих побуждений без спроса забрал старую сукку у другого еврея Габая и передал ему. Он решает, что из-за этого и возникли проблемы и сложности с гостями. Главный герой  отправляется к Габаю и просит у него прощения, как это сделал ранее Бен Барух, и получает его.

А тем временем хасидский квартал Иерусалима вздрагивает от ритмов современной музыки, когда Йосеф и Элиягу решают устроить пикник прямо на улице. Соседи пытаются выдворить невоспитанных гостей. По возвращении Моше видит беспорядок на улице и в сукке, который учинили гости, и встречает возмущенных жителей квартала. При появлении  полиции гости прячутся в доме Моше, и Мали понимает, что это беглые преступники и муж об этом знал. Она собирает вещи и уходит из дома, по совету ребе оставшись на время у матери.

Моше в смятении идет к раввину. «Только когда человеку удается в себе что-то сломать, он поднимается на следующую ступеньку и думает, что теперь может отдохнуть. Но тут ему посылается еще более серьезное испытание. Нельзя отдыхать. В этом мире нет отдыха. Главное, Моше, не злиться», – наставляет главного героя ребе.

Тем временем гости понимают, что натворили, и раскаиваются, в качестве извинений решают приготовить для Моше завтрак. Они не находят у него дома лимон и режут в салат этрог. Тот самый дорогой, роскошный этрог, который главный герой купил для исполнения заповеди Суккота и мольбы о ниспослании им с женой сына. Элиягу признается, что видит, как Моше действительно изменился, стал лучше. Но тут главного героя ждет последнее, самое сложное испытание его веры и характера. Моше понимает, что гости сделали с этрогом, который был практически его последней надеждой на рождение сына. Он впадает в гнев, как раньше, но все же ему удается сдержаться и не навредить другим. Финальное испытание пройдено успешно.

Ночь Моше проводит в сукке, а утром его будит шум – праздник закончился и соседи начали разбирать шалаши. Приходит Мали и говорит мужу: «Нахман, я хочу, чтобы его звали Нахман». Моше понимает, что Вс-вышний услышал их молитвы и явил чудо – у них будет ребенок.

В финальном эпизоде мы видим, как в синагоге проходит церемония обрезания сына Моше и Мали, на которую приходят «земные» ушпизин – Элиягу и Йосеф, чтобы поздравить их. Сценаристы не раскрывают зрителям судьбу гостей, однако, возможно это не первый их визит в синагогу. Быть может, Моше своим личным примером вдохновил их, и Элиягу и Йосеф решили изменить свою жизнь в лучшую сторону, вернуться к своим корням, встать на путь искупления.

В целом, если отбросить религиозный подтекст, перед нами обычная семья, любящие друг друга супруги, которые проходят испытания бытом и верностью. И человек, которому удается преодолеть все трудности и доказать себе и окружающим, что он действительно изменился, насколько крепка и непоколебима его вера. Фильм учит нас любить и уважать других людей, быть добрым и отзывчивым, честным и милосердным. А трогательная концовка заставляет поверить в собственные силы и вдохновляет на добрые поступки. Этот позитивный фильм отлично подойдет для семейного просмотра.


Яэль Мизрахи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *