Государство должно уделить больше внимания учителям

Государство должно уделить больше внимания учителям

Фото пресс-службы ЗС ЕАО

Особенно это касается педагогов сельских общеобразовательных учреждений, считает депутат Законодательного Собрания ЕАО от Смидовичского района, директор школы с. Волочаевка Галина Седова

— Галина Яковлевна, Вы много лет возглавляете сельскую школу, почти полный созыв отработали в парламенте ЕАО.  Имея такой опыт и педагога, и депутатской деятельности, как Вы считаете: нынешние проблемы образования одинаковы для всех или они отличаются в зависимости от размеров школы, ее нахождения?

— Проблемы, в принципе,  одни и те же. Но есть и характерные именно для  сельских школ. Прежде всего — это кадровый дефицит, преодолевать который в сельских школах значительно труднее, чем в городских.  Средний возраст учителей в   школе, которой я руковожу,  45-50 лет.  Требуется обновление кадров. Кадровая проблема связана с  проблемой жилищной. Ни  для кого не секрет, что квартир в сельской местности практически не строят.  Чтобы пригласить специалиста со стороны, ему необходимо предоставить жильё. Хотя плюсы у сельских школ есть. Педагоги получают 25 процентов сельских, молодым специалистам выплачивают подъёмные в размере 132 тысяч рублей. Казалось бы,  есть стимул.

Подушевое стимулирование в сельских школах сказывается на заработной плате учителей.  Годы с крайне низкой рождаемостью  привели к низкой наполняемости классов и, как следствие, к невысокой заработной плате учителей. Они вынуждены работать на две ставки. Это проблема для всех школ. Наверное, есть необходимость на законодательном уровне урегулировать эти вопросы. Снижение уровня рождаемости скорее проблема государственная, и решать её необходимо государству.

— Страна и область переживают экономически непростое время. Бюджетных средств не хватает, в том числе на развитие материально-технической, компьютерной базы школ. Нет ли у чиновников желания вновь обратиться к идее их укрупнения? Вы сами как относитесь к подобным предложениям – и как педагог, и как депутат?

— На сегодня  одна из главных задач школ — сохранить то, чем оснащены они сегодня. Я, как руководитель учреждения, на примере своей школы могу сказать, что мы получили пять комплектов многопредметных кабинетов (химия, физика, биология, информатика, мобильный класс). Трудное время просто нужно  пережить вместе, помогая друг другу.  Руководители школ оснащают  свои учреждения, насколько им позволяет финансовое положение. Понятно, что у всех оно разное. Пока вопросы об укрупнении не поднимаются.  Сейчас сложное время для всех нас, и обращаться к идее укрупнения не стоит, так как это приведёт к социальной напряжённости в обществе. Проблемы  есть, но мы стараемся их решать. В этом году в нашей Даниловской школе не было десятых классов из-за низкой рождаемости в определённые годы, об этом я уже говорила. Ученики получали знания в школе села Камышовка. Время не стоит на месте, меняются условия, значит, необходимо вносить изменения в законопроекты, регулирующие вопросы заработной платы учителей.

— Вы видите необходимость какого-либо дополнительного нормативного регулирования правоотношений в сфере образования? На каком уровне должны приниматься  законы и другие нормативные акты?

— Проблемы, как я уже отмечала, типичные не только для нашего района, области, они касаются  всех российских школ, а значит, решаться должны на федеральном уровне. Что мешает сегодня в работе учителей, руководителей образовательных учреждений? Огромное количество всевозможных отчётов, информаций, которые отнимают у педагогов  драгоценное время, отвлекая их от решения основной задачи  — обучения и воспитания школьников.

— В областном парламенте Вы были одним из тех депутатов, кто выступил резко против упразднения ЕГЭ по математике, когда Ваши коллеги из Республики Карелии предложили пойти на этот шаг после того, как этот экзамен разделили на два уровня – базовый и профильный. Почему Вы считаете, что без ЕГЭ по математике обойтись нельзя, и задания какой сложности на нем должны быть?

— Я  всегда стараюсь высказывать свою точку зрения,  иногда она не совпадает с точкой зрения  других. По данному вопросу  я считаю, что все учащиеся школы могли бы получить аттестат, а это возможно только в том случае,  если он сдаст ЕГЭ по математике. Убрав базовый уровень,  мы лишим возможности большого количества учащихся  пройти  необходимый порог. Я, как учитель математики (и многие коллеги со мной согласятся),  считаю, что не каждый ученик способен решить профильный уровень, поэтому,  на мой взгляд, необходимо вернуться в процедуру 2014 года, где  была совокупность базового и профильного уровня и где учащийся в силу своих способностей мог показать знания  как на базовом, так и на профильном уровне одновременно. Без ЕГЭ по математике, если не кривить душой, обойтись можно, оставив право выбора предметов за ребёнком в зависимости от учебного заведения, куда он хочет поступать. Но если ребёнок идёт на ЕГЭ, то задания должны содержать материалы программы 10-11-х классов.

На достаточно серьёзном уровне у нас проводится  проверка знаний по математике в девятом классе. И если ребёнок выбрал  вуз, где требуется математика, то он будет изучать этот предмет в школе более углубленно, а это опять же выбор самого  учащегося.

— Сейчас много говорят о создании так называемых профильных классов, в которые будут набирать только лучших учеников. Остальные ребята должны учиться в обычных классах. По Вашему мнению, насколько оправдано такое деление? В чем Вы видите основную задачу профильных классов?

— Делить на лучших и худших, наверное, неправильно. Нам, педагогам, нужно дать возможность каждому ребёнку пойти в тот класс, который он выбирает.

Ведь основная задача профильных классов состоит в том, чтобы дать  более глубокие знания по выбранному предмету. Но нужно понимать, что выбор учащегося может кардинально измениться,  так как жизнь вносит свои коррективы. Может получиться так, что предметы, которые не вошли в перечень углубленного изучения, могут ребёнку пригодиться после 11 класса. Допустим,  это может быть связано с переездом в другое место жительства, а там изучается иной предмет. Учащийся, который отлично успевал по одному предмету,  не может хорошо усвоить программу в другой школе.

— А как, по-Вашему, в целом должна выстраиваться профориентационная работа в школе? Ведь реальность такова, что в ЕАО остро не хватает кадров в бюджетной сфере – здравоохранении, образовании, культуре, спорте. И одна из причин этого – молодые люди не хотят получать профессии в этих сферах. На Ваш взгляд, какие шаги необходимо предпринимать школе, органам государственной власти, местного самоуправления, чтобы переломить ситуацию к лучшему?

— Современная экономическая и политическая ситуация предъявляет всё более высокие требования к учащимся. В связи с этим большое внимание необходимо уделять целенаправленной профориентационной работе.

А правильно поставленная работа способствует эффективной реализации задатков и способностей ребёнка.

На сегодня в нашем районе сложилась  система  по проф-ориентационной   работе.  Начиная с начальной школы,  ребят знакомят со всеми профессиями. Для этих целей организуются встречи с представителями различных профессий, учебных заведений.

Учащиеся вместе с педагогами выезжают на дни открытых дверей  в различных  вузах Хабаровского края и Еврейской автономной области, посещают ярмарки профессий. Каждый  из нас в своей жизни сталкивается с проблемой выбора профессии. От того, насколько правильно он будет сделан, зависит удовлетворённость трудом, а значит, и качеством жизни.

Но реальность на сегодня такова, что дети выбирают в основном специальности юристов, бизнесменов, железнодорожников. Несмотря на то что на территории ЕАО есть педагогический университет, в школах области по-прежнему дефицит учителей. Остро не хватает кадров в медицине, культуре. В нашем районе учащиеся поступают в педагогические, медицинские учреждения, но  по окончании многие не работают по данным специальностям. Государство затратило на их обучение, особенно на бюджетников, денежные средства, а отдачи нет. В школу идти  работать не желают, хотя в нашем поселении достаточно педагогов, имеющих образование, и в то  же время дефицит учителей начальных классов, да и других предметников. Наверное, одна из главных причин или проблем – это нелёгкий труд, требующий огромной самоотдачи. Личное пространство уходит на второй план, а не каждый может этим пожертвовать. Да и не всегда получаешь результат, который хотелось бы иметь. Многие боятся высоких требований, которые предъявляет общество современному учителю.

Наверное,  от самой школы зависит не всё. Создание  достойных условий для самореализации учителя — одна из главных задач. В большей степени,  считаю, необходимо на государственном уровне вернуться к вопросу распределения выпускников вузов, которых учили на бюджетной основе. Это снимет кадровую проблему. Отработав специалистом три года, он, возможно, останется трудиться в сельской местности. И важно законодательно закрепить на оптимальную нагрузку достойную заработную плату нашим педагогам.


Владимир ГЛЕБОВ

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *