Граждане и герои

Граждане и герои - «Уголок Минина и Пожарского» в музее современного искусства ЕАО.

Анатолия Клименкова

«Уголок Минина и Пожарского» в музее современного искусства ЕАО.

В Биробиджане впервые открыта мини-выставка, рассказывающая об образах Минина и Пожарского в русском изобразительном искусстве

Инициатором выставки стал музей современного искусства ЕАО. Пока она представляет из себя лишь цветной баннер-раскладушку с картинами Смутного времени и две стеклянных витрины с книгами на ту же тему, а также рассказывающих о творчестве Мартоса — автора самого известного памятника спасителям Отечества — «гражданину Минину и князю Пожарскому».

Как рассказал директор музея Борис Косвинцев, особая примечательность этого памятника, некогда стоявшего на Красной площади в Москве, а затем перенесённого, в том, что это был первый в России монумент, установленный официальными властями в честь народного героя и героя из народа.

— Никогда больше «мужик» не удостаивался подобной чести и не назывался со времени самодержавия «гражданином»! — говорит Борис Юрьевич.

Действительно, никакого памятника в Москве не поставили даже знаменитому Ивану Сусанину — тоже герою народного сопротивления и спасителю первого царя из династии Романовых! Сусанинских потомков пожаловали за подвиг предка всякими льготами, Глинка оперу о нём написал, а вот монумент из себя изображать — это не мужицкого ума дело!

Добавим, что и оперу-то назвали вполне верноподданнически — «Жизнь за царя». Никакого «культа мужицкой личности»! Называть её «Иван Сусанин» — по имени подлинного героя, отдавшего жизнь прежде всего за Отечество, стали уже при советской власти. А в наши годы оперу почему-то вновь переименовали: видно, как всегда, хотели «историчности», а получилось повторное нарушение этой самой исторической справедливости.

А вот то, что Минин — не просто нижегородский бородатый купец-мясоторговец, а «гражданин» — и при самодержавии никто ни оспорить, ни отменить не решился. Князю же — князево: гражданин Кузьма Минин и на памятнике перед сидящим князем на ногах стоит, но готов ударить с ним по рукам, если это необходимо для спасения родной Руси…

По произведению видно: русский скульптор Иван Мартос был дипломат, но против художественной и исторической правды не пошёл…

Минина и Пожарского вспоминают неизменно в «тандеме», и практически всегда в памяти возникает монумент Мартоса. А что есть ещё?

Сотрудники областного музея взялись расширить кругозор земляков и заказали цветной баннер, где представлены и другие произведения отечественных мастеров о событиях Смутного времени и его героях.

Вот «Призвание Пожарского» Г. Угрюмова, вот «Минин и Пожарский» М. Скотти, «В Смутное время» С. Иванова. У Михаила Нестерова тоже есть «Гражданин Минин»…

А вот особо примечательные сюжетами полотна: М. Песков — «Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году» и два масштабных полотна Р. Штейна — «Кузьма Минин решает битву у Крымского брода» и «Вступление князя Пожарского в Кремль 25 октября 1611 года».

Обратите внимание: с точки зрения художников, работавших над темой 150 лет назад, более важной датой в истории спасения Отечества был 1611 год, когда Кузьма Минин собрал собственное народное ополчение! Профессиональным полководцем был князь Пожарский, но «решает битву у Крымского брода» нижегородский купец Кузьма! А Пожарский во главе войска только «вступает в Кремль 25 октября 1611 года». Пересчитайте календарь со старого стиля и получите… 7 ноября!

Как видим, художники без подсказок политиков давно оценили роль народных масс в истории и определили в ней важнейшие даты.

В годы Великой Отечественной войны художники Н. Корецкий и В. Иванов в соавторстве с О. Буровым создали патриотические плакаты, вновь призывающие соотечественников вспомнить подвиг первого гражданина России. На обоих плакатах партизан, воинов-ополченцев и солдат Красной Армии увлекает в бой Кузьма-нижегородец. И вечны слова его: «Силы наши неисчислимы!», «Нет такой силы, которая поработила бы нас!». Потому что мы — Граждане, а не «винтики» политической системы. Только так!

А князь Пожарский в ту пору был подзабыт. Из-за «классово чуждого происхождения»?

Но вершиной признания народного героя в своём Отечестве, вероятно, является включение фигур Минина и Пожарского в композицию монумента М. Микешина «Тысячелетие России», установленного в Нижнем Новгороде в 1862 году. И они не затерялись среди почти сотни фигур (!) величайших царей, полководцев, деятелей науки и культуры, а стоят у вершины монумента рядом с равноапостольным князем Владимиром. Выше их только сам апостол Андрей Первозванный с крестом в руках!

Вот что можно разглядеть в скромных репродукциях полотен старых мастеров.

— Это наш первый опыт «исторической разведки» с помощью художественных произведений, — говорит директор музея современного искусства ЕАО Борис Косвинцев. — В дальнейшем мы постараемся расширить эту скромную выставку. Хорошо бы с работ старинных художников сделать крупные, «картинного» формата копии. Современная цифровая техника позволяет это. Для этого нужно серьёзно сотрудничать с крупными музеями страны, вложиться в такую работу материально. Но это себя оправдает в дальнейшем. Невозможно рассказывать о патриотизме, об истории, об искусстве тысячелетнего государства «на пальцах»! А в Москву, в Петербург, другие исторически и культурно значимые города России могут поехать далеко не все жители восточных окраин страны. С помощью новых технологий наша просветительская работа может стать гораздо интенсивней и выйти на новый уровень.


На репродукциях: М. Скотти «Минин и Пожарский»; вершина монумента М. Микешина «Тысячелетие России»; плакат времён Великой Отечественной войны Н. Корецкого «Силы наши неисчислимы!».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *