Гремит оркестра духового всегда пылающая медь

Гремит оркестра духового всегда пылающая  медь - В.Юков, М.Зейхман, Г.Богаченко, В.Кунянский, Л. Бородатый и Зима (стоит)

В.Юков, М.Зейхман, Г.Богаченко, В.Кунянский, Л. Бородатый и Зима (стоит)

Духовой оркестр – это еврейское изобретение. А что такого?  Вот китайцы, к примеру, и бумагу, и порох, и компас сумели изобрести, и даже русское национальное блюдо – пельмени – придумали китайцы. Что же остается бедному еврею? Музыка!

В  торжествах освящения первого Иерусалимского Храма (Храма царя Соломона участвовало) 120 трубачей. Можно предполагать, что это был первый в истории человечества оркестр.

В России духовая музыка использовалась для поддержания боевого духа в сражении, для торжественного прохождения войск. В конце позапрошлого века  военные духовые оркестры стали исполнять произведения самых различных жанров, играть в парках, на бульварах.

В СССР  с 1930-х годов духовые оркестры появились почти во всех Дворцах культуры, клубах, заводах, фабриках, воинских частях, отделениях милиции и пожарных командах. Чаще всего состав этих оркестров был любительским.8-2

В эти же годы появились оркестры и в Биробиджане. Неизвестно, сколько их насчитывалось, но то, что оркестры были, подтверждают старые фотографии. 

В 1934 году  в нашем городе появился Государственный еврейский театр. Кроме актерского состава, в нем работали музыканты. После закрытия театра в 1949 году некоторые музыканты остались в Биробиджане. Одним из них был Давид Шварцбург. Он стал руководить духовым коллективом при Доме пионеров и оркестром культпросветучилища. 

После Шварцбурга духовой оркестр культпросветучилища возглавлял Вадим Лихачев, затем Михаил Червиц, а в 1980-е годы бразды правления принял Геннадий Богаченко.

В культпросветучилище традиционно был самый сильный в городе духовой оркестр, ведь играли в нем преподаватели, многие из которых имели консерваторское образование. Профессиональными музыкантами являлись Геннадий Богаченко, Леонид Корсунский (разумеется, однофамилец одного из руководителей области), Сергей Арсентьев, Владимир Юков, Михаил Червиц и другие. 

В 1960-е – 1980-е годы духовые оркестры были на всех крупных предприятиях города, почти в каждой общеобразовательной школе. При заводе силовых трансформаторов хороший музыкальный коллектив создал Иосиф Файбушенко, оркестром на «Дальсельмаше» руководил Геннадий Кащеев. Были оркестры при обувной, чулочной, швейной, мебельной фабриках, пассажирском АТП. Играли в них, в основном, работники этих предприятий, а руководили музыканты –  преподаватели культпросветучилища.8-3

Рассказывая о духовых оркестрах, нельзя не вспомнить Зиму. Зима не был музыкантом, он был странным человеком. Не каждый житель Биробиджана знал  по именам руководителей города и области, но зато Зиму знал каждый. Где играл духовой оркестр, там появлялся Зима с трубой. Без него нельзя было представить оркестр завода «Дальсельмаш». Труба у Зимы была без мундштука, звуков не издавала, но само его присутствие (Зима был крупным мужчиной) было очень заметно. Особо любил Зима «играть» на похоронах. Возвращался он всегда с чувством выполненного долга, гордо неся в руках свой музыкальный инструмент. Музыканты иногда над ним подшучивали: то засунут в трубу шапку, то рукавицу, но, в целом, относились к «коллеге» доброжелательно. 

В праздники учебные и трудовые коллективы выходили на демонстрацию со своими духовыми оркестрами. Иногда случалось, что оркестры шли рядом, каждый исполняя свою музыку.

Духовые оркестры играли большую роль в жизни города. До 1970-х годов танцы в городском парке проходили под духовую музыку. Летом по выходным дням в парке играл духовой оркестр. Примерно там, где сейчас находится автодром, находились эстрада и ряды скамеек. Слушателей всегда было много: некоторые специально приходили послушать игру музыкантов, другие же просто присаживались отдохнуть, пока их чада катались на аттракционах. 

Духовую музыку в Биробиджане нельзя представить без таких музыкантов, как Александр Лагер, Владимир Иванов, Ефим Кадинский, Валерий Добринский, Игорь Неведров, Михаил Музыкант. Кстати, состав духовых оркестров в те времена был только мужским.

Последние в Биробиджане регулярные выступления духовых оркестров проводились на пешеходной зоне ул. Шолом-Алейхема, музыканты под управлением Геннадия Богаченко играли там по выходным дням. Это первый  и последний в Биробиджане полупрофессиональный  музыкальный коллектив, создан он был в 2001 году. 

Оркестр Геннадия Богаченко был самым большим за всю музыкальную историю Биробиджана,  в нем насчитывалось 46 музыкантов. Этот коллектив стал известным оркестром на Дальнем Востоке, он неоднократно занимал призовые места в различных творческих конкурсах.

Сейчас в областном центре только один оркестр. То ли военный, то ли оркестр музыкальной школы – ведь и в школе, и в воинской части играют почти одни и те же музыканты.

2 Комментариев “Гремит оркестра духового всегда пылающая медь”

  1. спасибо за отличную статью! духовую музыку нельзя представить также без Юкова, Милешко, Богаченко. жаль, что 2е и 3е фото не кликабельны, трудно рассмотреть.

  2. вы правы, в оркестре военном и музыкальной школы играют не почти, а одни и те же люди.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *