Хочу как у Шагала

Хочу как у Шагала

Корреспондент «БШ» провела творческий эксперимент — попробовала себя в роли художника…

У каждого есть мечта, но не каждой мечте мы даем шанс исполниться… Признаюсь, в детстве хотела быть стюардессой и дрессировщицей тигров, а вот быть художником даже захотеть никогда не решалась. Утверждение художника Владислава Цапа, что рисовать может научиться любой человек, послужило поводом к творческому эксперименту.

Для начала предстояло определиться с манерой письма. Здраво оценивая свои возможности и понимая, что Айвазовским мне не быть, «замахнулась» на Шагала. Им мне, разумеется, не быть тоже, но манера этого художника мне знакома, творчество близко по духу, символизм его работ известен и понятен. 

Если моя проба кисти ничем хорошим не закончится, решили мы, то, возможно, пошаговое повторение нашего урока позволит кому-то из вас открыть в себе дар художника. Порисуем!? 

Город у Шагала. Родной город Витебск, где прошли детство и юность художника, стал одним из сквозных образов в его произведениях. Марк Шагал писал Витебск везде, даже на плафоне Парижской оперы: «Не было, город, картины, в которую я не вдохнул твой дух, не было краски такой – не светящейся твоим светом». Но Витебск Шагала – это не только место с узнаваемыми деталями, но и Вечный город, подобный Иерусалиму, ключевому образу библейской вселенной. 

Земля у Шагала – воплощение материнского начала. «Вообще, люблю лежать, уткнувшись в землю, шептать ей горести и мольбы», – писал художник в своей автобиографии.

Полет Шагала. «Человеком воздуха» («люфтменч» на идише) называют того, кто полон идей, далеких от реальности. Но Шагал, который любил изображать персонажей своих картин летящими, придает оторванности от земли другой смысл. «Чтобы взлететь, – утверждал художник, – мало мечтательности, нужен темперамент, восторг, теснящий грудь, страсть, поднимающая в воздух».

Художник. Себя, субъекта, восприятие которого преображает реальность, Шагал рисовал и писал постоянно – в разной манере, в виде человека – взлетающим или парящим, в виде животного, например, кошки в «Париже из окна» или быка в «Автопортрете с часами перед распятием». 

Для работы нам понадобятся: мольберт – вещь скорее культовая, в домашних условиях его легко заменить, например, стулом со спинкой; бумага – подойдет лист ватмана, закрепленный на любую жесткую основу. Приспособить для этих целей можно рамку для фотографий, коробку из-под конфет – в общем, любой плоский предмет, подходящий по размеру. И конечно, кисти – одна тонкая, для мелких деталей, другая размером с тыквенное семечко для объектов крупнее, а также краски. Самыми доступными для начинающих художников считаются гуашь и акрил – эти краски демократичные по цене, быстро сохнут, позволяют исправить допущенные при работе неточности.

Шаг первый:

Мочим бумагу. Грунтуем холст. Часть закрашиваем светлой краской, другую – темной. Подойдет сочетание оранжевого и синего.

Шаг второй:

Эскиз. Придумываем сюжет. В нашем случае на картине должны присутствовать дома, земля, летающие люди. Наносим желаемое на «черновик», пробуем расположить элементы в правильной пропорции по отношению к друг другу. 

Шаг третий:

Переносим придуманное на холст – делаем карандашный набросок. Те, кто уже на этом этапе чувствует себя художниками, могут обойтись без наброска и переходить к работе с красками. 

Шаг четвертый:

Смешиваем палитру. Для начала достаточно трех цветов – желтого, синего и красного.

Как утверждает мой наставник, хорошая работа получается не из-за обилия красок. Иногда для воплощения творческого замысла может быть вполне достаточно и одной. При этом надо помнить, что чистых цветов, например, белого, в природе не существует. Если задумали нарисовать снег, как мы, то используйте оттенки желтого или серого, или любой на свое усмотрение. Творчество предполагает наличие субъективизма.

Шаг пятый:

Рисуем! Определяем источник освещения, чтобы позднее придать работе объем. Наносим основной тон на строения, затем на фигуры людей. Высвечиваем максимально освещенные участки, затеняем те, что освещены хуже. Добавляем детали – заборы, деревья.

К пятому шагу урок вышел за рамки времени урока академического. К описанию необходимых для работы инструментов, имея теперь уже определенный опыт, следует добавить наличие свободного времени. И хорошую физическую форму – стояние у мольберта – весьма серьезное испытание для опорно-двигательного аппарата. Признаюсь, примерно на этой стадии вера в наличие у меня художественных способностей ушла, плотно закрыв за собой дверь. Оставалась надежда, что человеческое терпение и преподавательский талант моего учителя останутся с нами до окончания этого эксперимента. 

Шаг шестой:

Прорисовываем детали  – пусть сегодня на нашей картине сыплет снег…

Шаг седьмой: 

Проверяем нарисованное, помня, что соприкосновение объектов по плоскостям считается в живописи плохим вкусом. Наносим последние штрихи… И представляем на ваш суд получившееся. 


 

Подготовила Леся Юрич

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *