«Хочу петь о радостях жизни…»

В большую  литературу Виталий Бианки вошел как писатель, книги которого  радуют и воспитывают и детей, и взрослых

Имя этого писателя нам знакомо с раннего детства. Стоит вспомнить его пронзительно добрую сказку «Мышонок Пик», рассказы «Чей нос лучше?», «Кто чем поет»,  удивительную «Лесную газету», по которой мы учились любить и понимать язык природы. Написать такое мог только человек, сам любящий и понимающий мир животных и растений, его неповторимость и красоту. Человек, любящий Родину.

Родиной своей Виталий Бианки считал Россию, хотя предки его имели немецкие, швейцарские и итальянские корни. А некоторые источники уверяют, что в роду Бианки были и евреи. Прадед писателя, оперный певец Лев Вайс, решил поменять свою немецкую фамилию на итальянскую — Бианки. Значение осталось одно — белый, а вот звучание стало более благозвучным. Приходилось менять фамилию и Виталию Бианки, но об этом чуть позже. 

А пока перенесемся в Санкт-Петербург конца ХIХ века, на улицу Университетскую, где 120 лет назад, в феврале 1894 года, в семье профессора-орнитолога Валентина Бианки явился на свет сын. Его назвали Виталием, что значит жизненный, наполненный жизнью. Это тот редкий случай, когда имя повлияло на судьбу человека.

Жизнелюбие проявилось в мальчике с ранних лет. На лето семья выезжала в деревню, окруженную лесами. Отец — большой знаток природы — брал сына с собой.

«Каждое животное, каждое дерево, каждый цветок, каждую травинку он называл по имени-отчеству, придумывал разные истории. С этих прогулок я возвращался полный впечатлений, хотелось жить, жить и жить», — вспоминал писатель.

Время, проведенное в деревне, он называл самым счастливым. Но любил и свой родной город. Рядом с их домом находился зоологический музей, где работал отец. В десять лет юный Бианки настолько изучил музейные экспонаты, что несколько раз проводил экскурсии.

А жизнь между тем бурлила, как кипяток в котле. Образовывались политические партии, готовилась первая русская революция. Но у профессорского сына было одно желание — учиться. Закончив гимназию, он поступил в университет — конечно же, на отделение естествознания. А вскоре началась война и его призвали в армию, отправив учиться на ускоренные курсы в военное училище.

В чине прапорщика Виталий Бианки попадает в артиллерийскую бригаду, которая находилась в Царском Селе. Там и застала его Февральская революция, которую он активно поддержал — вступил в партию эсеров, был избран в Совет рабочих и солдатских депутатов. Вскоре их бригаду отправляют на Волгу, в Самару. А тут грянула другая революция — Октябрьская, которую трудно было понять и принять офицеру дворянского происхождения.

Когда к Самаре подступили части Красной армии, он уехал в Уфу, оттуда — в Екатеринбург, потом в Томск. Наконец, осел в Бийске, на Алтае, который станет его вторым родным городом.

В Бийске Бианки мобилизовали в армию Колчака. Прослужив несколько месяцев, он дезертировал. Чтобы не нашли, сменил фамилию на русский аналог — Белянин. Под этой фамилией стал работать, когда в Бийске установилась советская власть. Был заведующим музеем, преподавал в школе, организовал две научные экспедиции на знаменитое Телецкое озеро.

«Из всех мест, где я был на земле, Алтай, несомненно, самое красивое», — написал он в своем дневнике.

Эсеровское и колчаковское прошлое советская власть ему долго не прощала — три раза его арестовывали в 20-х годах, столько же — в 30-х, когда он был уже известным писателем. От тюрьмы и ссылки спасли вначале Максим Горький, а после смерти писателя — его жена Екатерина Пешкова.

Желание сочинять пробудилось у Виталия Бианки еще в юношеском возрасте, но писал он в основном стихи. В Самаре сотрудничал с эсеровской газетой «Народ».

Когда в 1922 году вернулся с семьей в Санкт-Петербург, решился отнести свои стихи в литературную группу, которую возглавлял Самуил Маршак. 

Известный уже тогда поэт стихи резко раскритиковал, а узнав, что их автор — знаток и любитель природы, предложил ему писать в детский журнал рассказы о животных и птицах. И вскоре в журнале «Воробей», переименованном  потом в «Новый Робинзон», появился рассказ о приключениях красноголового воробья. Дебют был успешным, имя Бианки появлялось в каждом номере. И уже через год начинающий писатель издал свою первую книгу «Чей нос лучше?».

Идею «Лесной газеты», которая стала лучшим произведением Бианки, ему тоже подсказал Маршак.

«Вскоре, читая Сетон-Томпсона, я нашел фразу, как волк читает свою утреннюю газету, то есть по запаху узнает, что случилось в лесу. Это навело на мысль предложить Бианки вести в «Новом Робинзоне» «Лесную газету» из месяца в месяц», — вспоминал Самуил Маршак. 

А среди писем и воспоминаний Виталия Бианки можно прочесть посвящение литературному учителю:

«Милый Самуил Яковлевич! Должен сознаться, я здорово трушу остаться без вашей поддержки. В сущности, ведь вам одному я всем обязан: и началом своей литературной карьеры, и улучшением своего материального положения…»

«Лесная газета» буквально покорила юных читателей, тираж журнала «Новый Робинзон» вырос чуть ли не вдвое.

«Я написал «Лесную газету». Книга имела успех. Но я меньше всего думал об этом. И тогда, и теперь одна у меня была и осталась цель, одно желание — страстное, неудержимое — рассказывать, кричать, петь людям о радостях той жизни, которую они забывают, мимо которой проходят равнодушно, считая ее чем-то лишним, выклюнувшимся из нее, как цыпленок из яйца», — так писал Бианки о смысле своего творчества.

Книги Бианки уже до войны выходили миллионными тиражами, многие его рассказы и сказки вошли в школьные учебники. Но став знаменитым, писатель оставался как бы в тени своего имени, стеснялся своей славы. При этом жизнелюбие, несмотря на перенесенные болезни, не растерял.

«Во мне живет некая жизнерадостная сила. Вижу: все, что у меня было и есть хорошего, светлого в жизни, — от этой силы. Благословенна она и во мне, и в других — в людях, птицах, цветах и деревьях, в земле и в воде».

Он писал почти до последнего своего вздоха. Буквально за несколько дней до кончины завершил работу над книгой «Гоголенок». Этот рассказ о приключениях дикой уточки пронизан такой же светлой, жизнеутверждающей силой, как и другие книги писателя.

Из жизни Виталий Бианки ушел в 1959 году, когда ему было всего 63 года. За сорок лет творческой жизни он оставил нам в наследство 300 сказок и рассказов, 120 книг. Общий тираж изданных произведений Бианки просто рекордный — более 40 миллионов экземпляров!

Как завещание, звучат сейчас слова писателя, написанные в том же 1959 году:

«Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны детям. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *