Хорошо и без классиков

Хорошо и без классиков - И. Григорьев. "Метаморфозы звука"

Анатолия Клименкова

И. Григорьев. "Метаморфозы звука"

В ЕАО открылась художественная выставка картин преподавателей и студентов вузов Биробиджана и Хабаровска

У искусствоведов есть циничная поговорка: «Лучше художников лично не знать. Вот с классиками просто — они все умерли, и это не оспаривается».

Зная такой подход профессионалов, выше ценишь смелость организаторов и  участников совместной выставки — художников и дизайнеров ДВГСГА и Дальневосточного гуманитарного университета (Хабаровск). Смелость их не только в том, что они решились поместить в одном зале, на одних стенах произведения преподавателей вузов и их студентов, но фактически таким образом «противопоставили» участников выставки и очень разные техники и творческие манеры.

— Мы хотели прежде всего сделать выставку современного искусства. А что к нему относить — вопрос особый. Реалистическая школа — это классика, но она жива,  и авторы произведений рядом с нами, молоды и азартны. В то же время здесь есть место для авангарда, постмодернизма, картин-фантазий, декоративно-прикладного искусства. Мне кажется, по-настоящему важны две категории в искусстве — работы хорошие и работы плохие. Остальное — вариации, — говорит один из организаторов выставки, кандидат филологических наук Елена Абдуразакова.

Кстати, название выставки —  «Вариации» — звучит цитатой из фразы Елены Рудольфовны. А ещё в этой vigvamфразе есть яркий еврейский колорит, как в словах раввина, взявшегося объяснить одной фразой немецкому курфюрсту суть Торы: «Не делай другим так, как не желал бы для себя. В этом суть Святого писания, остальное — комментарии».

Из маститых биробиджанцев удивил преподаватель Борис Стародубов. Авангардные работы в смешанной технике — дерево, медь и цветная эмаль, кажется, впервые появились на областной выставке. Одно такое произведение называется «Рыба».  Что на нём изображено? Даю простор фантазии: пожалуй, это рыба в глубине Амура, серо-голубые амурские волны и амурские берега с дикими сопками, застроенные домиками. Аналогичные ассоциации навевает «Птица», выполненная в той же технике.

То, что принято называть народным стилем и «национальным колоритом», тоже можно увидеть на выставке. Так,  молодая представительница факультета изобразительного искусства и дизайна биробиджанского вуза Галина Филатова продолжила традиции русского домашнего ткачества, изготовив гобелен-триптих «Славянский базар». А недавняя выпускница факультета, профессиональный театральный kystikхудожник (Биробиджанского театра кукол “Кудесник” — авт.) Екатерина Калашникова поддержала имидж ЕАО серией декоративных панно в технике батика, представляющих взгляд современного художника на древний праздник Рош-а-Шана — еврейский Новый год.

А вот четверокурснице Евгении Нам ближе оказались китайские мотивы цветущего лотоса, реализованные в виде тонкой вырезки из красной бумаги. Помнится, несколько лет назад подобные работы выставляли в Биробиджане художники-любители из провинции Хэйлунцзян. Так что культурное проникновение соседей в приграничном регионе налицо.

Из авангарда впечатлили «Кот» Бориса Косвинцева (по мотивам булгаковского романа «Мастер и Маргарита») и работа маслом молодого художника      И. Григорьева  «Метаморфозы звука». Некоторые посетители выставки уверяли, что автор попытался здесь изобразить 40-ю симфонию Моцарта. Жаль, не было возможности уточнить это у самого автора. Но работа «забирает» и формой исполнения, и напряжённым ритмом накатывающихся на зрителя  цветных звуковых волн. Декоративный эффект достигнут.

Реализму, конечно, отдана достойная дань в работах Т. Киселёвой (ДВГСГА), О. Домановой (преподаватель Детской художественной школы), В. Логункова (преподаватель вуза и ДХШ). Причём Валерий Логунков в этот раз сумел «обновиться» в глазах зрителей, представив редкие для его творчества декоративные работы. И общее название им дал загадочное — «Очарование бессмысленного». Хотя бессмысленного, на взгляд автора этих строк, в них не более, чем в искусстве вообще — вещи сложной и изящной, но довольно непрактичной.

Среди работ хабаровчан контрастом «нашим» мотивам была чёрно-белая графика тушью        А. Спицыной в kovriсерии, посвящённой традиционному быту народов Севера и Приамурья. Это «Эвенский танец», «Медвежий праздник», «Камланье шамана». Конечно, запросто сегодня такого не увидишь, но для дальневосточных художников подобные темы могут служить неисчерпаемым источником идей и вдохновения, как любой «глубинный» исторический сюжет. И, возможно, могли бы стать основой для формирования узнаваемого образа российского Дальнего Востока и Севера, как индейские сюжеты для Америки. Стоит попытаться ещё раз открыть «Америку»!

А напоследок всё же ложка дёгтя. Попытка проявить себя то ли в абстракционизме, то ли в супрематизме в работах одного из хабаровчан явно провальна. Шесть его пятнистых квадратов, закрашенных маслом, увы, приводят к одному выводу: не Малевич и не Кандинский. Устроители биробиджанской выставки почувствовали это ещё на стадии развески картин и не стали выставлять всех восьми присланных полотен…

Биробиджанская попытка использовать какие-то автобусные билеты в двухцветной Звезде Давида тоже не стала «фишкой» выставки. Замысел, возможно, был и неплохой: вероятно, это была «Поездка в Биробиджан». Но для декоративного панно выглядит работа грубовато, а как инсталляция — недостаточно выразительна, что называется, «не уносит» зрителя.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *