Художник монументального творчества

Художник  монументального  творчества

Фото из открытых источников и Бориса Косвинцева

Художнику  Михаилу Чернису исполнилось недавно 75 лет.  Если его имя большинству биробиджанцев ничего не говорит, то произведения художника видели все, кто хоть раз бывал в областном центре

Михаил родился в Биробиджане в 1943 году. Здесь же окончил школу и художественно-графическое отделение  педагогического училища, а после окончания срочной службы в рядах Советской армии поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище – знаменитую  Строгановку.

Получив престижный диплом,  работал инженером-конструктором в Ярославле и Фрунзе, а в 1979 году вернулся в свой родной город.

По эскизам Черниса оформлялись различные выставки, комнаты психологической разгрузки, красные уголки, актовые залы, кабинеты директоров многих предприятий, интерьеры ресторанов. Еще он создал эскизы оформления нескольких музеев, в том числе и Областного краеведческого.

Оформляя интерьеры, художник широко применял сочетание таких материалов, как металл, искусственная кожа, гипс. Он очень серьезно относился ко всем мелочам в своей деятельности, и было обидно, когда впечатление от работы, выполненной по его эскизам и макетам, портили кривые подрамники, складки неровно натянутой кожи и другие огрехи столяров и нерадивых исполнителей работ. Приходилось заставлять их переделывать работу. Это для Михаила, человека мягкого, неконфликтного, было самым трудным.

Однажды художнику пришлось оформлять актовый зал обувной фабрики. Тогда он говорил, что это, пожалуй, единственный у него случай, когда к работе столяров не было никаких претензий. На фабрике работали столяры Ефим Плиц и Яков Красильников – классные специалисты, ветераны Великой Отечественной войны. Кстати, Плицу тогда было восемьдесят лет. Они говорили:

«Михаил так переживает за свою работу, что мы просто не можем его подвести».

Несколько лет подряд перед новогодними праздниками в Биробиджане строились новогодние городки, разработанные Чернисом. Особенно удачным получился городок между филармонией и Дворцом культуры. Все оформление стилизовалось под старинные замки: у елки стояли металлические солдатики и рыцари, а малыши съезжали с горок-пушек. Садились в огромный ствол декоративного орудия и неслись вниз.

С приездом в город Михаила Черниса заметно изменилась наглядная агитация на биробиджанских улицах. Старожилы, наверное, помнят стенды с социалистическими обязательствами жителей областного центра, которые располагались в районе остановки «Площадь»: изображение Ленина, рабочих;  все это выполнялось преимущественно в красном  цвете. Михаил предложил совершенно иную концепцию главного стенда города. Появились стенды кубической формы, установленные «на ребро» – смелое и неожиданное решение для тех лет.

В Биробиджане он разработал несколько монументально-декоративных сооружений.  Всякого человека, въезжающего в город по автомобильным дорогам, встречают декоративные композиции, именуемые в народе «въездами». Стела по хабаровской трассе стала одним из символов Биробиджана.

Монументально-декоративная композиция у въезда на старый мост по улице Димитрова должна была быть на три метра выше – так предполагалось по задумке художника. Установщики этой  стелы, неизвестно по какой причине, укоротили сооружение. А ведь более высокая композиция смотрелась бы гораздо интереснее.

Михаилу принадлежит авторство металлического панно на фасаде здания Зала тяжелой атлетики, эмблемы фестиваля еврейской культуры (стояла ранее у областной филармонии), композиций из листовой меди, украшавших окна шахматного клуба после его открытия.

Первый директор шахматного клуба Владимир Окунь рассказывал, что люди специально приходили в клуб, чтобы посмотреть его оформление.

Говоря о работе художника-конструктора, нельзя не вспомнить того, кто воплощал в металле его замыслы. Это Леонид Шейман, работавший вместе с Михаилом Чернисом  в Биробиджанском филиале Хабаровских художественных мастерских. Он был не только замечательным мастером по работе с металлом, но еще и приходился Михаилу шурином.

Самой известной работой художника Черниса является памятник  в сквере Победы.

Этот сквер открыли в 1975 году, еще до приезда Черниса в Биробиджан. И памятник тогда уже был установлен. Он сильно отличался от нынешнего: не было плит с именами погибших земляков, на месте звезды с вечным огнем находилась бетонная чаша и так далее. По  эскизам Черниса  подняли основание памятника, что позволило установить плиты с именами. Монумент стал смотреться более торжественно. Срезали скошенную вершину самой стелы, облицевали ее камнем, обрамили  лавровым плетением и установили изображение ордена «Победа». Потом памятный комплекс несколько раз подвергался реконструкции, его местами переделывали, но общая идея, заложенная в него Михаилом Чернисом, остается неизменной и он по праву считается автором этого монумента.

За создание  памятника автор был награжден поездкой по «Золотому кольцу России».

В советские годы была востребованной профессия художника-оформителя. Они работали на всех предприятиях. Уровень профессионализма многих из них был не высоким, ведь часть мастеров плакатных перьев и трафаретов были художниками-самоучками. Поэтому для оформителей регулярно проводили обучающие семинары.

Как-то на одном из таких семинаров Михаил читал лекцию. Его прервал местный художник по прозвищу Стекольщик:

– Зачем нам знать всякую ерунду про «золотое сечение», виды шрифтов, цветовые отношения? Я без этих знаний делаю лучшие стенды в городе. Они яркие и блестящие.

Этот художник применял в оформлении крашеное стекло, зеркала, даже пенопластовые буквы размалевывал всеми цветами радуги.

Михаил стал деликатно объяснять, что подобная наглядная агитация не является шедевром. Чтобы не обидеть Стекольщика, он не применял слова «китч» и «безвкусица», но художнику-самоучке не понравилось отсутствие восторженных слов по отношению к его работе:

–  Кто будет смотреть на вашу наглядность? А на мою смотрят. Мои стенды привлекают внимание!

– Тогда напишите на них нецензурное слово, и, уверяю вас, на них еще больше будут обращать внимание.

В 1991 году Михаил Чернис переехал в Израиль на постоянное место жительства.

Там он работал учителем изобразительного искусства в  школах. Работы его учеников занимали первые места на выставках творчества учащихся религиозных школ страны. Много лет Михаил вел кружок рисования в Доме детского творчества. Туда приходили заниматься и дети его бывших учеников.

Художник выполнял большие настенные росписи в детских учреждениях, ежегодно оформлял сцены для важных еврейских праздников и различных церемоний.

Он участвовал в конкурсе на лучшую эмблему для города Кирьят-Хаим и его проект был признан лучшим.  Теперь логотип, разработанный дизайнером Михаилом Чернисом, присутствует на всех документах этого города.

В Биробиджане Михаила знают как дизайнера и художника-конструктора, в Израиле же он проявил себя и как живописец. Работы нашего бывшего земляка украшают многие учреждения страны и квартиры израильтян.

После тяжелой операции на сердце, которую Михаил перенес пять лет назад,  он перестал работать, но его ученики не забывают своего учителя. Здоровья вам, мастер!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *