И мощь таланта, и движение души

И мощь таланта,  и движение души

Его  портреты  писали великие художники, ему посвящали стихи  известные поэты, о нем с восторгом отзывались Толстой и Тургенев, ему рукоплескали  Европа и Америка, при жизни его называли лучшим музыкантом  России и мира. Вся жизнь Антона Рубинштейна была служением своей единственной музе –  музыке

Очень жаль, что  мы не можем услышать  его великолепнейшую игру –  в  те годы, когда жил музыкант, не было записывающих устройств. Но по воспоминаниям его современников и почитателей, это было настоящее волшебство, которое завораживало буквально с первых аккордов. Прикасаясь к клавишам рояля, он становился тем самым волшебником, сотворяющим чудо. Говорили, что его игра держала зрителей в напряжении  своим драматизмом, непредсказуемостью – он был к тому же и талантливым импровизатором.   

А еще мы знаем Антона Рубинштейна как дирижера и великого композитора. Его опера  «Демон», написанная   по одноименной поэме Лермонтова,  стала настоящим шедевром музыкального искусства. И что интересно, это была  одна из   ранних опер  композитора. Обычно  лавры достаются зрелым, более поздним произведениям авторов, но, видимо, Рубинштейн  вдохнул в это   детище всю мощь своего таланта, потому что все последующие оперы   были намного слабее. 

Талант музыканта   пробудился  у  Рубинштейна  с детских лет. А вернее, его пробудила в сыне мать, которая знала и любила музыку, сама хорошо играла на рояле. История умалчивает, как уроженка Пруссии Клара  Левинштейн, жившая в цивилизованном городке, оказалась в небольшом еврейском местечке Выхватинец на Подольщине, которое биографы  называют деревней. Она была женой местного купца Гирша Рубинштейна, семья которого занималась скупкой и продажей земли. Обычно евреев к земле не подпускали, но к семье Рубинштейн этот запрет не относился, как  и черта оседлости. Еще дед композитора Рувим принял православие, обратив в него всех своих домочадцев – детей, внуков, правнуков. Так Гирш Рубинштейн стал Григорием, а его жена – Калерией. Дети тоже получили христианские имена – Антон, Николай, Любовь, София. И сыновья, и дочери были музыкально одаренными, особенно старший Антон. И ради их будущего семья покидает местечко и уезжает в Москву. Там учителем  Рубинштейна становится известный музыкант Александр Иванович Виллуан, которому ученик во многом обязан блестящим исполнительским мастерством. 

Свои первые концерты Антон Рубинштейн дал в девятилетнем возрасте. А когда ему исполнилось тринадцать лет, мать повезла его и сына Николая в Берлин, чтобы дать им хорошее музыкальное образование европейской школы.  Вскоре юного музыканта пригласили на гастроли в Вену, где состоялось его знакомство с композитором Ференцем Листом, который спустя несколько лет  станет дирижером его оперы «Сибирский охотник».

Прославившему  Россию в Европе молодому музыканту разрешили поселиться  в Петербурге. Покровительство над Рубинштейном взяла великая княгиня, сестра императора Николая II Елена Павловна. При ее поддержке  музыкант  организовал  Русское музыкальное общество, возглавив открытые обществом музыкальные классы для обучения одаренных детей. Впоследствии эти классы  станут консерваторией, первым директором которой будет Антон Рубинштейн. Кстати, его младший брат Николай стал основателем Московской консерватории.  Уже только  этим вкладом в развитие отечественной музыкальной культуры  братья могли бы войти в историю России. 

Хотя Антон Рубинштейн был православным христианином, он не забывал о своих еврейских корнях. Многие его произведения основаны на народных еврейских мелодиях, библейских сюжетах. Это оперы «Маккавей», «Суламифь»,  «Моисей», оратории «Потерянный рай», «Вавилонское столпотворение», «Еврейская мелодия», написанная на стихи Лермонтова. Были у него и патриотические сочинения по истории России – оперы «Дмитрий Донской», «Купец Калашников», «Горюша». Кроме симфоний, ораторий, концертов в творческом багаже композитора – более ста романсов. 

В его «Демоне»  главные партии исполняли такие известные певцы, как  Федор Шаляпин, Георг Отс, Дмитрий  Хворостовский. А первым исполнителем  этой оперной роли был Иоаким Тартаков, лучший  баритон второй половины ХIХ века.

Далеко не безоблачной была жизнь великого музыканта. Композиторы – члены «Могучей кучки» – обвиняли его в академизме, отступлениях от русских музыкальных традиций. Ему ставили в укор привязанность к Европе, куда он часто уезжал и где подолгу жил и выступал с концертами. Вернувшись после длительной поездки в Россию, музыкант поселился в тихом городке Петергофе, подальше от светских тусовок и сплетен. Он много занимался благотворительностью, помогал молодым дарованиям  пробиваться, устраивал для них концерты. Одним из его учеников был Петр Чайковский.

Немало своих средств вложил и в создание Петербуржской  консерватории, которая по идее должна была носить его имя. Но назвали ее в честь композитора Римского-Корсакова. Известно, что почти все заработанные на гастролях в Америке деньги – а дал он за восемь месяцев больше двухсот концертов – музыкант  передал на обучение малоимущих студентов консерватории.   

Антон Рубинштейн ушел из жизни  120 лет назад, в ноябре 1894 года. Всего несколько дней не дожил он до своего 65-летия. Прах великого музыканта покоится на Тихвинском кладбище Санкт-Петербурга, в Некрополе  мастеров искусств. 

В творческом наследии Рубинштейна есть не только музыкальные произведения.  Он написал несколько книг –  «Русские композиторы», «О музыке в России», «Духовная  опера», «Автобиографические воспоминания».

«Меня всегда интересовало, – писал музыкант, – может ли и в какой степени музыка передавать не только индивидуальность и душевный настрой того или иного сочинителя, но быть также отзвуком  или отголоском  времени, исторических событий?.. И я пришел к убеждению, что она может быть таким отзвуком   до мельчайших подробностей». Известны и такие его высказывания: «Игра на фортепиано – движение пальцев, исполнение на фортепиано – движение души. Обычно мы слышим только первое»,  «Не в жизни искусство, а в искусстве жизнь».   

В 2005 году в Петергофе был открыт памятник Антону Рубинштейну. А в эти юбилейные дни – 29 ноября исполняется 185 лет со дня рождения великого музыканта –  на сцене Мариинского театра вновь появится «Демон» – опера, в которую композитор вложил не только мощь своего таланта, но и часть своей души.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *