И причислен был к лику святых

И причислен был к лику святых - Святитель Инновентий (Вениаминов)

из открытых источников

Святитель Инновентий (Вениаминов)

«Недавно в вашей газете была опубликована статья об Иннокентьевских чтениях, посвященных памяти святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского — просветителя Сибири, Дальнего Востока и Аляски. Хотелось бы узнать подробности из жизни этого замечательного человека, чья миссионерская деятельность связана в том числе и с Приамурьем».

Н.Яковлев, г. Биробиджан

На его проповеди ходили толпами

В распоряжении редакции есть уникальный документ — статья из хабаровской газеты «Приамурские ведомости», посвященная жизни святителя Иннокентия, опубликованная в августе 1897 года. В тот год отмечалось столетие со дня рождения Иннокентия, и этой дате было посвящено, вероятно, первое Иннокентьевское чтение, которое состоялось в Хабаровском военном собрании.

Вот что на нем говорилось.

«Ровно сто лет тому назад в Иркутской области в селе Ангинское у пономаря Попова, обремененного многочисленной семьей, родился сын Иван. Когда Ивану исполнилось шесть лет, у него умер отец. Иван с малолетними братьями и сестрами остались на руках матери, не имевшей никаких средств к существованию.

Благодаря хлопотам дяди, Иван был определен в Иркутскую духовную семинарию на казенный счет. Жизнь в бурсе в те времена была очень плоха: кормили мало, били много…

В отпускные дни Иван Попов посещал своего дядю, монаха, который был большим любителем столярного, слесарного и кузнечного ремесел. Охотно занимаясь ремеслом, он не менее охотно занимался и науками. Блестящая память, прилежание сделали его первым учеником семинарии, которому было оказано особое отличие. Незадолго до поступления Ивана в бурсу умер в Иркутске архиерей Вениамин, пользовавшийся общей любовью и уважением. Иван Попов, как лучший ученик, в честь и в память почившего святителя, был переименован в Вениаминова. В 1817, за год до окончания семинарии, Иван Вениаминов вступил в брак и был посвящен в диакона Иркутской Благовещенской церкви. Молодой священник, отличаясь представительной наружностью, имел звучный, приятный голос, будучи очень красноречив, отправлял церковную службу с такой чинностью, что народ ходил толпами слушать службу Вениаминова и его увлекательные проповеди. Жизнь отца Иоанна Вениаминова в Иркутске не оставляла желать  лучшего. Он был любим прихожанами, отличаем начальством; у него имелся хороший дом и полное хозяйство.

В начале 20-х годов в Иркутск приезжал ежегодно по делам торговли поверенный Российско-Американской компании Крюков. Он познакомился с Вениаминовым и много рассказывал любознательному батюшке о наших североамериканских владениях, их природе и жителях. По словам Крюкова, аборигены русских североамериканский владений, алеуты и колоши, жаждали восприять веру Христову и что дело стоит единственно за отсутствием проповедника.

В 1823 году Россия овладела островом Уналашка. По просьбе Российско-Американской компании иркутский архиерей вызывал туда священника, но желающих не находилось. В этом же, 1823 году, Крюков зашел к архиерею. Архиерей выразил сожаление, что никто из священников не желает ехать в Америку.

«Жаль, Ваше Преосвященство, — отвечал Крюков. — А какая там благодатная нива для деятеля вертограда Христова! С каким вниманием, с какой жадностью слушают американские дикари о Боге!»

Эти слова Крюкова слышал находившийся в приемной архиерея Вениаминов. У него возгорелось непреодолимое желание ехать к американским дикарям и благовестить им веру Христову. Получив согласие архиерея на должность миссионера на о. Уналашка, отец Вениаминов продал дом, распродал имущество и 7 мая 1823 года выехал из Иркутска…».

Просвещал алеутов и колошей

Отец Иоанн отправился в трудное, полное лишений путешествие, которое длилось больше года. Первой заботой отца Иоанна на острове Уналашка стало построение храма, что оказалось делом нелегким: никто из туземцев работать не умел. Будучи искусным плотником, столяром, механиком, он обучил этим ремеслам алеутов. В отстроенном храме многое, например  престол и иконостас, было сделано руками самого отца Иоанна. За десять лет на Уналашке отец Иоанн Вениаминов обратил в христианство всех жителей острова. Изучив язык и быт алеутов, он изобрел азбуку и перевел катехизис и Евангелие от Матфея. Туземцы стали усердно учиться грамоте. За праведные труды он был награжден наперстным крестом и переведен на остров Ситху, в Новоархангельск — административный центр русских владений в Северной Америке, для просвещения другого народа — колошей.

В ноябре 1838 года отец Иоанн отплыл в Петербург. Посетил он в Москве митрополита Московского Филарета. По возвращении в Петербург его ждала радостная весть: за долголетие и апостольские подвиги Вениаминов был награжден званием протоиерея. Но не только радостные вести ждали его. Он получил сообщение из Иркутска о смерти жены. Митрополит Филарет, утешая его после этого известия, убедил его принять монашество. Постриг был совершен 19 ноября 1840 года с наречением имени Иннокентия, в честь святителя Иркутского. На другой день иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита.

Амурский период

Деятельный и неутомимый, жаждущий новых впечатлений и трудов, Иннокентий не мог не побывать на Амуре в период его колонизации русскими людьми. В 1858 году вместе с губернатором Восточной Сибири Н.Муравьевым, он, уже будучи архиепископом Камчатским, Курильским и Амурским, прибыл на Амур. В мае того года был заключен Айгунский договор о разграничении Амура между Россией и Китаем. Со времени Айгунского договора и начинается деятельность Иннокентия по насаждению веры Христовой на Амуре и Уссури, по устройству церквей, по организации духовенства. На территории Среднего Амура, занимаемой ныне нашей областью, с благословения архиепископа были построены три первых православных храма в окружных станицах — Раддевской, Екатерино-Никольской и Михайло-Семеновской. Служение архиепископа Иннокентия простиралось и на отдаленные народы, жившие по Амуру. Он сам предпринял путешествие и составил подробную записку «Нечто об Амуре», в которой обосновал возможность навигации и заселения берегов Амура. Содействие архиепископа Иннокентия присоединению Амура было оценено очень высоко: в его честь был назван город Благовещенск — в память начала его священнослужения в Благовещенской церкви Иркутска. В его честь были названы также казачья станица Иннокентьевская, примерно в тридцати километрах выше по Амуру от станицы Пашковой. В июне 1897 года в Хабаровске было заложено каменное здание Иннокентьевской церкви. В честь святителя назван самый высокий вулкан на Аляске. Уже в наше время теплоход «Сибирский» Ленского речного пароходства переименован и носит имя «Святитель Иннокентий». В Иркутской области в селе Анга сохранился  бревенчатый дом, в котором жил Иннокентий (Вениаминов), сейчас в нем располагается музей. А в Благовещенске установлен памятник святителю.

Преемник великого архипастыря

В 1867 году скончался Московский митрополит Филарет и на место почившего был назначен архиепископ Иннокентий. Он был поражен этой вестью. Дивился собственной судьбе: сын бедного сельского пономаря делается преемником великого архипастыря, одним из первых иерархов Русской Православной Церкви — митрополитом Московским. Впоследствии именно преосвященный Иннокентий отслужит молебен в честь закладки алтаря храма Христа Спасителя.

С середины 1878 года митрополит Иннокентий непрерывно болел, и 31 марта 1879 года его не стало. А 23 сентября (6 октября по новому стилю) 1977 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил: приснопамятного митрополита Иннокентия, святителя Московского и апостола Америки и Сибири, причислить к лику святых.


 

При подготовке материала использованы: документальный сборник «Религия и власть на Дальнем Востоке» (г. Хабаровск, 2001 г.), книга очерков В. Шамбарова «Казачество. История вольной Руси» (г. Москва, 2007 г.), сборник «Азиатская Россия» (С.-Петербург, 1911 г.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать + один =