И снова о тарифах

И снова о тарифах

Владислава Цапа

Они вновь возрастут и их вновь обоснуют. Но плату граждан за ресурсы  обещают ограничить

Такой вывод можно сделать из разговора на пресс-конференции Галины Шлыковой, председателя комитета тарифов и цен правительства области. В 2014 году комитет как регулирующий орган рассмотрел и определил тарифы на 2015 год для предприятий электро- и теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения, организаций коммунального комплекса, а также контролировал практику применения тарифов. Комитет подготовил ряд проектов постановлений правительства области, согласно которым властью приняты нормативные документы. Один из них — о предельных индексах возможного изменения тарифов по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.  Пересмотрен тариф на перевозку пассажиров в электричках на территории ЕАО. Утверждены тарифы на перевозку пассажиров и багажа автотранспортом на территории Биробиджана, Биробиджанского района и Облученского городского поселения. Установлены предельные индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги.

В результате тарифы на довольно дорогую для области тепловую  энергию выросли, по словам Галины Шлыковой на 3,6 процента при установленном «коридоре» роста восемь процентов. Конечно, экономического чуда не произошло. По указу президента область, где случилось крупномасштабное наводнение, уголь получила в 2013 — 2014 годах по цене за минусом железнодорожного тарифа. Государство возместило железной дороге затраты на перевозку угля из федерального бюджета. «Такая поддержка области со стороны федеральной власти и помогла нам при росте цен на уголь не повышать тариф для девяти организаций, а в целом по 44 организациям области, которые сегодня есть на рынке тепловой  энергии, поднять тариф по минимуму». 

— По воде установленный «коридор» роста тарифов сто десять и две десятых процента мы выбрали полностью, поскольку на воду никаких льгот не было, — отметила Галина Шлыкова.

Анализируя  ситуацию с газоснабжением, она сказала, что были перебои  с доставкой в автономию этого вида топлива.  Причина – экономические трудности у предприятия «Биробиджаноблгаз» — нехватка оборотных средств. В адрес комитета были упреки по поводу низких тарифов на газ в первой половине 2015 года. На предприятии полагали, что тарифы на газ возрастут с первого января текущего года, однако комитет рост тарифов на голубое топливо предусмотрел, как и для других предприятий коммунальной сферы, только с первого июля 2015 года. Рост  составит 122,5 процента для тех потребителей, которые пользуются  топливом из групповых газовых резервуарных установок, и на 116 процентов — для потребителей газа из баллонов (с доставкой). ФСТ на газ предельных индексов не устанавливает – это право отдано  в область. Потому было решено повысить тариф на газ только с первого июля, как и для других предприятий, занятых в сфере обслуживания населения.

— Причина столь высоких тарифов на газ? Идет колоссальное падение темпов роста его потребления.  Люди ставят счетчики и экономят топливо, — говорит Галина Шлыкова и слышит реплику журналиста:

— Поэтому для тех, кто поставил счетчик, увеличили цену на газ. Ну и государство…

— Такова экономическая теория, — спокойно парирует Галина Шлыкова. — Предприятию надо стремиться увеличивать объемы потребления газа. Да тариф на газ поднят с первого июля на 22 процента, а плата граждан определена  президентом страны и находится на особом контроле. Тариф и плата – понятия разные. И тот максимальный процент платы граждан за все виды коммунальных услуг  «ограждает забором» все население страны от всевозможных стремлений повысить такую плату. Разницу в квитанциях граждан между начисленными суммами и фактической платой компенсирует бюджет.

Тариф на электрическую энергию для населения и приравненных к ним категорий потребителей такой энергии установлен на одном уровне по всей территории области. В первом полугодии для городских жителей в домах с газовыми плитами тариф составил три рубля 27 копеек за киловатт-час. Для сельских и городских жителей в домах с электроплитами – два рубля 29 копеек за киловатт-час.

С первого июля 2015 года тарифы возрастут до трех рублей 50 копеек за киловатт-час для городских жителей в домах с газовыми плитами. Два рубля 45 копеек за киловатт-час будут платить сельские и городские жители в домах с электроплитами. Тарифы  на электроэнергию для этой категории потребителей увеличат на семь процентов – в рамках предельных индексов роста, установленных приказом Федеральной службы по тарифам. От 4,5 до 5,6 процента в зависимости от напряжения и мощности поднимут тарифы для потребителей электричества, которые отнесены к категории «прочие». Потребители, приравненные к населению, за исключением религиозных организаций, с первого января 2015 года уже рассчитываются за электроэнергию  по три рубля 27 копеек за киловатт-час, а со второго полугодия будут платить по три рубля 50 копеек за киловатт-час, то есть  платить без учета так называемого понижающего коэффициента.

На пресс-конференции зашел разговор и о порядком подзабытой проблеме – переводе населения страны на расчеты за электрическую энергию с учетом социальной нормы потребления. Оказывается, чиновники в Москве о соцнорме не забыли, а отложили ее введение на 2016 год.

— С первого марта 2016 года для населения будет введена социальная норма потребления электрической энергии, — говорит Галина Шлыкова. — Как бы мы ни откладывали эту проблему, решить ее нам не удается. Мы получили ответы из всех министерств о том, что         Минэнерго, Федеральная служба по тарифам (но главным остается Министерство энергетики) не видят нецелесообразности введения социальной нормы потребления электроэнергии населением на Дальнем Востоке, где достаточно велик избыток мощности, а не ее недостаток. Мы получили ответы, где сказано, что ваш подход к решению проблемы нами не поддерживается, и мы настаиваем на введении социальной нормы потребления электроэнергии так же, как на всей территории России.  То есть первого марта 2016 года комитетом должны быть подписаны приказы о введении для населения с первого июля 2016 года социальной нормы потребления электричества. И население за три месяца должно привыкнуть экономить электроэнергию, поскольку с первого июля 2016 года, скорее всего, эта норма будет введена.

Люди должны быть к этому готовы в том плане, что все электроприборы, которые используются для отопления, подогрева воды, электроплиты должны быть в установленном законом порядке зарегистрированы, для чего нужно обратиться в Энергосбыт; если у вас частный дом, то в БТИ. И когда норма будет введена, вы приходите в Энергосбыт, и там знают, что тот же электрокотел у вас установлен на законных основаниях. Такие сведения будут влиять на тариф потребления электричества. (Предполагается, что гражданин получит прибавку к социальной норме потребления электричества в виде некоторого количества киловатт-часов, оплачиваемых по минимальному тарифу — прим. авт.). Государство стремится к тому, чтобы тарифы были экономически обоснованными или приближались бы к таковым. Если потребитель не превысил социальную норму потребления (количество израсходованных киловатт-часов), то тариф на электричество будет существенно меньше, чем для тех, кто превысил норму. Разница – процентов до тридцати-сорока, а может быть, и больше, — сказала Галина Шлыкова.

Иной взгляд на ситуацию у корреспондента журнала «Российская Федерация сегодня» Леонида Левицкого. В статье «Свет или кошелек?», опубликованной в сентябрьском  номере журнала (№ 16 за 2014 год), он пишет о совпадении интересов энергетиков и чиновников, но не энергетиков и населения. «Еще в 2005 году по инициативе главы РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса правительство утвердило «Меры по реализации социальной политики в сфере потребления электрической энергии». Так уж устроена российская жизнь, что куда ни кинь – всюду Чубайс. «Социальная» политика, предложенная им, должна была защитить начинающуюся реформу отрасли и неизбежный быстрый рост тарифов, обусловленный ею, от массового недовольства и протестов. Для этого и решили часть электроэнергии продавать населению по низким гостарифам, электроэнергию сверх этой нормы – по ценам, устанавливаемым самими компаниями. Тарифную квоту определяли и субсидировали региональные власти из своих бюджетов. Поэтому руководители территорий, 90 процентов которых были дотационными, вынужденно занижали «дешевые» нормы. От такой «социальности» выигрывали только энергокомпании, получившие возможность «цивилизованно» наращивать оброк с населения».

Журналист сослался на жесткую позицию о социальных нормах потребления Ивана Грачева, председателя комитета Госдумы по энергетике: «Социальные нормы потребления вводятся постановлением правительства без какого-либо научного и законодательного обеспечения. Как чиновнику заблагорассудится, так народ и вынужден платить. Такие реформы, затрагивающие интересы и права всех граждан, должны строиться на четкой правовой базе, а не на чиновничьей отсебятине».

«По мнению Ивана Грачева, анализ навязываемой реформы, расчеты ее эффективности подменены мифотворчеством. Активно тиражируются мифы об энергорасточительности россиян, низких тарифах на электричество и остальные коммунальные услуги, обусловливающие перекрестное субсидирование, о крепкой социальной защищенности населения. Именно так расставлены приоритеты реформы», — делает вывод Леонид Левицкий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *